Образовательная программа дополнительного образования детей говорим правильно

Дополнительная образовательная программа «Говорим правильно»

Департамент образования города Москвы

ГБОУ гимназия № 000

Возраст детей: 7 – 10 лет

Сроки реализации: 1 месяц

Дополнительная образовательная программа «Говорим правильно» (диагностика, коррекция) для детей от 7 до 10.

Программа определяет содержание и организацию дополнительного образования с детьми 7-10 лет.

Программа обеспечивает развитие личности детей школьного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 50 минут с осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом индивидуальных особенностей. Дополнительная образовательная программа «Говорим правильно» (диагностика, коррекция) для детей от 7 до 10 лет реализуется с 1 июня по 30 июня и составляет 12 часов.

Направленность дополнительной образовательной программы

Основной задачей логопедической работы является подготовка к усвоению письменной речи. Один из показателей готовности к чтению и письму – это чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.

У большинства детей к 4-5 годам произношение достигает языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер.

Основные причины – незаконченность процесса формирования фонематического восприятия или вторичные нарушения развития фонематических процессов и звукобуквенного анализа и синтеза, к которым приводит неправильное произнесение звуков родного языка. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких устойчивых и достаточно дифференцированных представлений о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Тематическая направленность и организационная вариативность программы способствуют формированию своевременному и личностно-ориентированному воздействию не нарушенные звенья речевой функции позволяют вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, это является необходимым условием полноценной социализации школьников с фонетическим недоразвитием речи в среде нормально развивающихся сверстников и эффективно влияет на систему и наличие четкой преемственности начальным школьным образованием.

Программа по коррекции речи является дополнительной образовательной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей 7-10лет.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Система подачи программных задач, методов, направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и раз­витие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Формирование полноценной произносительной стороны речи у детей школьного возраста.

    Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия). Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова). Развитие полноценной произносительной стороны речи, успешности в общении.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Участники программы дополнительного образования воспитанники групп. Возраст детей 7-10 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Сроки реализации программы – 12 часов.

Занятия учителя — логопеда проводятся 3 раза в неделю, согласно установленному расписанию занятий на неделю.

Формы и режим занятий

Формами проведения занятий, являются групповыми.

Цель групповых занятий: устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.

Задачи и содержание занятий:

    Развитие артикуляционного праксиса;
    Фонационные упражнения; Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях; Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков; Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Рабочая программа для дополнительного образования Учимся говорить правильно для детей среднего возраста

галина филенкова
Рабочая программа для дополнительного образования Учимся говорить правильно для детей среднего возраста

Педагогическим советом приказом заведующего

протокол от «___» ___2012г №___ от «___» ___ 2012г №___

Рабочая учебная программа

«Учимся говорить правильно»

(возрастная категория)

Один год обучения

Учитель-логопед: Филенкова Галина Николаевна

(Ф. И. О. Педагога, составившего рабочую учебную программу)

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Обучение по программе рассчитана на один учебный год.

Коррекционные логопедические занятия позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности, не отрывая у детей время отведенного для прогулке, дневного сна и т. д.

Учебно-игровая деятельность построена следующим образом: занятия представлены понедельно, проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия в средней группе по 20 минут, у старшего дошкольного возраста по 30 минут.

Логопедические занятия базируются на огромном арсенале разнообразных игр и лексическо-грамматических упражнений.

Логопедическая коррекция представляет собой целенаправленный сложный процесс, охватывающий все стороны формирования речевых навыков дошкольников. На каждую неделю отводится одна лексическая тема, в которую включены:

упражнения для развития дыхания и силы голоса;

задания для различения звуков речи;

упражнения на развитие зрительного внимания;

упражнения на развитие слухового внимания;

обогащение и активизация словарного запаса;

задания на развития связной речи;

упражнения для развития мелкой моторики рук.

Цель программы — дополнительное обеспечение образовательной деятельности через развитие и коррекции речи детей.

Учебная задача — выявления и преодоления речевых нарушений в развитии ребенка, решается через игру.

В процессе коррекции речевых дефектов опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс логопедических занятий, если занятия преподносятся в доступной форме и учитывается интерес ребенка.

Для отдыха и снятия напряжения подобрана пальчиковая гимнастика. Она проводится на каждом занятии, при этом гимнастика соответствует лексической теме.

Все части занятий подробно раскрыты. Если есть необходимость шире представить материал детям, можно обратится к источнику, автор источника находится в скобках, так же указана страница. Список использованной литературы указан в учебном плане.

Диагностика детей осуществляется по логопедическому альбому О. Б. Иншаковой (альбом для обследования речи детей)

Успешная работа по данной программе возможна, но нужно создавать соответствующею среду, включающею наличие необходимых учебных пособий, игр, а так же спокойной, доброжелательной атмосферы.

Результат будет получен так же, благодаря тесному контакту педагогов, родителей, логопеда и стараниями детей.

Дополнительная общеразвивающая программа Говорим правильно

23.05.2016, 44 просмотра.

Реализуемый уровень образования

Читать еще:  Как правильно париться бане веником видео

Дополнительное образование детей

Нормативный срок обучения

Наименование образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорим правильно» коррекционной направленности

Описание образовательной программы

Программа «Говорим правильно» является бесценным помощником в работе по коррекции звукопроизношения, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, приобретение уверенности в себе.

Дополнительная образовательная программа направлена на преодоление фонетического недоразвития речи у детей старших и подготовительных групп.

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она составлена с учётом ФГОС, на основе «Программы обучения и воспитания детей с ФФНР старшего дошкольного возраста» Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б, утверждённой Министерством образования РФ, Боровцовой Л.А. «Организация и содержание логопедической работы в ДОУ»

Информация об учебном плане

Программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет

Срок реализации: 1 год

Аннотация к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

Программа «Говорим правильно» , на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а так же с помощью логопедической, коррекционно-развивающей, психолого — педагогической работы, создаёт условия для общего развития дошкольника с речевыми нарушениями, коррекции психофизического развития, подготовке к обучению в школе, нормализации речевой и мелкой моторики, формирования у детей правильного звукопроизношения и практических умений и навыков пользования исправленной речью.

Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи (в первую очередь детям старшего дошкольного возраста, будущим школьникам).

Информация о календарном учебном графике

Программа предусматривает проведение: 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 96 занятий в год. Продолжительность услуги 12 месяцев – с 1.09.-31.08.

Длительность занятий – 20 мин.

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

  1. Т.Б.Филичева. Т. В. Туманова Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М., Гном – пресс, 1999г.
  2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая и подготовительная группы). М., 1993г.
  3. Т. Б.Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В.Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Программы Коррекция нарушений речи. Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей. – Москва «Просвещение» 2009г.
  4. С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Часть 1,2,3. М., 1992г.
  5. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР – Программа. – М. 2008г.
  6. С.А. Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение,1993
  7. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Воронеж НПО «МОДЭК»1997
  8. Л.С. Волкова. и др. Логопедия М., Просвещение, Владос,1995 г.
  9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., Детство – пресс, 2000г.
  10. Педагогическая диагностика и коррекция речи. п/р М. А. Поваляевой.
  11. З. А. Реала. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи Екатеринбург. 1995г.
  12. И. Ю. Левченко Психолого – педагогическая диагностика.

Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа)

Организована индивидуальная образовательная деятельность

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

Образовательная программа дополнительного образования детей говорим правильно

В голосовании могут принять участие только участники методической группы (успешные участники мероприятий портала: конкурс им. А.С. Макаренко, Всероссийское тестирование педагогов).

«Учимся говорить правильно»

для детей 5-6,5 лет

срок реализации -1 год.

Составитель: учитель-логопед

МБДОУ д/с «Березка» Н.Е. Давыдова

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

  • Пояснительная записка

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём – пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии ребёнка.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Чтобы не пропустить различные недостатки речи нужно проводить систематическую работу по формированию правильного произношения у детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся говорить правильно» имеет социально-педагогическую направленность.

Форма организации: групповая.

Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ФЗ гл.1 ст.2 п.4).

Уровень освоения программы: ознакомительный (краткосрочный).

Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности своевременного оказания коррекционно-развивающей помощи, обеспечивающей овладение детьми с ОВЗ (с нарушениями речи) фонетического строя русского языка, интенсивное развитие их фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время неуклонно растёт количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих недостаток в речевом развитии. Своевременное и правильное развитие речи ребенка является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка, важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития. Поэтому среди важных задач воспитания и обучения детей в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.

Реализация программы «Учимся говорить правильно» позволяет комплексно решать проблемы, связанные с развитием речи у детей с ОВЗ, и способствует полноценному формированию личности ребёнка — дошкольника.

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что постепенное освоение данной программы поможет детям с нарушениями речевого развития осваивать основную образовательную программу дошкольного образования; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям с ОВЗ в преодолении всех трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также их социализации.

Читать еще:  Как правильно посеять клевер на участке

Предлагаемая программа является модифицированной. Она построена на основе программ и пособий: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»; Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда»; Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». Отличительная особенность программы «Учимся говорить правильно» в том, что большая её часть нацелена на формирование фонематической системы, так как она является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Содержание программы предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, интерактивные задания, упражнения логоритмики, артикуляционной гимнастики, ассоциативные тренинги, поиск закономерностей и т.д.

Программа адресована детям с ОВЗ от 5 до 6,5 лет, имеющим недостатки в речевом развитии.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Дошкольники с нарушениями речи овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи такими детьми с ОВЗ проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Наполняемость учебных групп: 15-21 человек.

Условия набора в учебную группу

В группу принимаются дети с ОВЗ, имеющие заключение ЦПМПК. Результаты обязательной входной диагностики, включающей проверку всех речевых компонентов, не влияют на зачисление, но важны для выстраивания коррекционно-развивающей работы.

Объём и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения — 72 часа.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия составляет 20 минут

Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Формы деятельности воспитанников:

фронтальная;

Основная форма проведения занятий с детьми дошкольного возраста — это игра. Для активизации познавательного интереса детей используются такие формы как: сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, практическая деятельность, игра-путешествие, викторина.

Основные методы работы и приемы:

— словесный метод (беседа, рассказ, объяснение);

— репродуктивный метод (повтор действий воспитанниками за учителем-логопедом);

— наглядный метод (демонстрация схем, таблиц, профиля звуков, образцов и т.д.);

— метод совместной работы;

— метод самостоятельной работы;

  • Цели и задачи программы:

Цель программы: совершенствование звукопроизношения и развитие правильной речи дошкольников с ОВЗ (нарушениями речи).

Задачи программы:

— формировать звуковой анализ и синтез;

— учить различать понятия «звук», «буква», «слог», «предложение»;

— обучать навыкам словоизменения и словообразования;

— формировать понятия о лексико-грамматических категориях;

— формировать точность, силу, дифференцированность движений артикуляционного аппарата;

— формировать интонационную выразительность речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра) и правильное речевое дыхание;

— обогащать и активизировать словарный запас.

— развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

— развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;

— развивать связную речь;

— развивать графо-моторные навыки;

— развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности;

— развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий;

— развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

— воспитывать самоконтроль за речью;

— воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;

-прививать навыки культурного поведения, умения общаться в социуме;

-воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность при выполнении заданий.

  • Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Звуковичок» для обучающихся 5–6 лет

1. Пояснительная записка

Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и “проглатывают” окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учебе. Все это убеждает: нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы.

Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Фонематическое восприятие является необходимой базой для всего последующего образования и поможет подготовить ребенка к школе, создавая основу для обучения грамоте.

1.1. Направленность образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа “Звуковичок” направлена на всестороннее развитие ребенка 5-6 лет, социальную адаптацию, развитие коммуникативной и социально успешной личности.

1.2. Новизна образовательной программы

Новизна дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок” основана на поэтапном формировании фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного. Дидактический материал простроен с учетом возрастных особенностей детей в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. В процесс обучения включено использование компьютерных технологий. Таким образом, ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звук.

Читать еще:  Как правильно обработать участок от сорняков

1.3. Актуальность

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка.

1.4. Педагогическая целесообразность

Программа создает основу для овладения детьми самостоятельной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.

1.5.

Цель: формирование фонематического восприятия у детей 5-6 лет для предупреждения нарушений устной и письменной речи.

Задачи:

Воспитательные задачи

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
  • воспитывать внимание;
  • воспитывать организованность и самостоятельность;

Развивающие задачи

  • развивать фонематическое восприятие звука;
  • развивать мелкую моторику, глазомер;
  • расширять словарный запас;

Обучающие задачи

  • учить делить слова с открытыми слогами на части;
  • учить составлять слова из слогов;
  • учить выделять последовательность звуков в простых словах;
  • учить звуковому анализу слова
  • учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
  • учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ; количество звуков в слове ;
  • учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;

1.6. Отличительные особенности данной программы

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок” является то, что она адаптирована для детей дошкольного возраста 5-6 лет и предполагает обучение детей в игровой форме.

Дополнительная общеобразовательная программа “Звуковичок” предполагает:

— одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи.

— проведение комплексных занятий по предупреждению и преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста, такие занятия направлены на развитие у детей рече-мыслительной деятельности, на которых у детей развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать.

— развитие и совершенствования психических процессов детей, мелкой и общей моторики, что необходимо для подготовки руки к письму.

— обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий, которые обеспечивают формирование фонематического восприятия для предупреждения нарушений устной и письменной речи.

Возраст детей

Программа предназначена для детей 5-6 лет. Занятия проводятся по подгруппам. Наполняемость в подгруппы составляет 6-8 человек.

Сроки реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения, 26 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25минут.

1.7. Ожидаемый результат

воспитанник:

  • различает гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные
  • умеет проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги
  • умеет применять символы и схемы в звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности
  • умеет ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

1.8. Формы организации образовательного процесса

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

  • дидактическая игра
  • игры-задания
  • создание игровых ситуаций
  • сюрпризные моменты
  • использование аудио техники
  • открытые занятия для родителей

1.9. Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе. Оценка компетентности

Для отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы используется методика Дьяковой Н.И. “Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников”.

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.

В ее задачи входят:

  • определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;
  • выявление динамики развития фонематических процессов у детей 5-6 лет для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
  • оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Диагностика проводится 2 раза в год: на начало года, на конец года.

2. Учебный план (Приложение 1)

3. Учебно-тематический план (Приложение 2)

4. Содержание дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок”

В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей 5-6 лет. Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Поэтому в системе работы по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

  • звуки окружающего мира;
  • звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • гласны звуки;
  • согласные звуки (без классификации);
  • согласны твердые и мягкие;
  • согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

  • слово;
  • слог;
  • предложение;
  • ударение.

4.1. Содержание подгрупповых занятий. (Приложение 3)

5. Методическое обеспечение программы

Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.

Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.

Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.

Технические средства обучения.

  • Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.
  • Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.
  • Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.
  • Различные речевые игры.
  • Методическая литература.

6. Результаты усвоения программы

Диагностические критерии, показатели, инструментарий

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Формой подведения итогов реализации данной программы являются:

  • открытые занятие с присутствием родителей;
  • сравнительный анализ диагностических данных (методика Дьяковой Н.И. “Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников”). (Приложение 4)
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector