Помянник как правильно заполнять

КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ПОМЯННИК

Дорогие братья и сёстры! Сегодня каждый православный христианин в кругу своей неверующей семьи должен быть как горящая свеча, которая ярко светит и всех вокруг себя освещает и согревает своей тёплой молитвой.

Представьте себе — один верующий человек на всю неверующую семью! Один-единственный верующий — на всю неверующую семью! Какая же это для него ответственность. Как же он должен молиться за всех. Подумайте только! Ведь Господь за это спросит с нас. Если мы не будем молиться за свой род, за свою семью, за своих живых и усопших сродников — то мы не оправдаемся перед Господом!
Господь скажет нам на Страшном и нелицеприятном суде Своём: «Я привёл вас к Истине, Я дал вам бесценнейший, драгоценнейший дар Веры, Я учил вас молиться — почему же вы не молились за свой многогрешный род, за свою семью, за своих близких, за своих живых и усопших друзей и сродников! Они жили рядом с вами, а вы даже не молились за них! Где же была ваша любовь?! Где же было ваше сострадание?!

Как же вы могли так спокойно жить, зная, что у вас столько усопших близких сродников в невыносимых муках ждут вашего поминовения, а вы ни одной слезинки о них не проронили, ни одного словечка не замолвили перед Господом!» Вот какой, братья и сёстры, будет нам великий стыд!
С какой горечью мы взглянем (да и сможем ли взглянуть?) в глаза своим усопшим сродникам, которых мы не знали и не хотели знать, а ведь они надеялись и бесконечно ждали нашей любви и нашей молитвы, но так её и не дождались. Как нам будет горько, как будет тяжело и бесконечно стыдно! Сохрани нас, Господи, от этого.

Постарайтесь, братья и сёстры, сейчас, пока вы живы и живы ваши родственники, ваши родные или родители — постарайтесь узнать свою родословную. Возьмите бумажки, возьмите ручки и спрашивайте — «Мама, кто был в нашем роду?»

Спрашивайте отца, бабушку и других. Восстановите древо своего рода. Это очень важно — знать свой род. А потом поминайте их в своих помянниках и записочках. Ведь они живы своей душой, просто они находятся в том мире и, может быть, страдают и каждое мгновение надеются и ждут, что вы их вспомните и помолитесь за них.

Вспомните друзей своего детства, своих нянечек и воспитателей, своих учителей, своих близких, знакомых, соседей, вспомните врачей, которые вас лечили и всех, кто делал и делает вам добро. За своих благодетелей мы просто обязаны усердно молиться, иначе будем осуждены Господом как неблагодарные.
Вспомните друзей своей юности и своих бывших врагов, если таковые были, вспомните своих сокурсников и сослуживцев. Вспомните своих пастырей, своих священников, которых вы знали, которые вас крестили, венчали, исповедовали, соборовали, причащали, наставляли, молились за вас.

Обязательно вспомните всех тех, кому вы причинили какое-нибудь зло. Может быть, мы кого-то совратили или подтолкнули на грех. Может, мы кому-то причиняли боль, кого-то обижали, притесняли, соблазняли, подали дурной пример или развратили кого-нибудь. Всех этих людей, которым мы причинили какое-нибудь зло, мы должны помнить всю жизнь, поимённо записать в свой помянник и молиться за них.

Вспомните, братья и сёстры, всех, кто оставил хоть какой-то след в вашей жизни, и запишите их в тетрадку, а потом составьте свой помянник дня молитвы. Можно для удобства записать имена по столбикам или по страничкам и озаглавить — «это из детства»; «это из юности»; «это из того или иного периода жизни» и т.д. Живых отдельно, усопших отдельно.

Рядом с каждым именем можно для себя приписать пояснение, или фамилию его — чтобы знать, какой это человек и молиться за него осознанно. Если не знаете, жив ли ещё человек или уже умер, запишите его в живых. Господь Сам знает. У Бога все живы.
Если о каком-то человеке уже невозможно узнать, крещён ли он был или нет, то поминайте его как крещённого, а милостивый Господь Сам обо всех всё знает и управит. Если некоторые из ваших сродников и близких были неверующие, то тем более они нуждаются в молитве. Господь за всех пролил Свою Пречистую Кровь и любит их так же, как и вас. Наоборот — чем грешнее человек, тем больше за него нужно молиться!

Большинство наших усопших сродников, о которых мы хоть что-то знаем, жили в годы безбожия, многие так и умерли без покаяния, без исповеди и Причастия, в нераскаянных смертных грехах. Они сейчас страдают и мучаются. Кто же, кроме вас, за своих усопших сродничков ещё помолится в вашей семье?! Вполне возможно, что никто! Поэтому они и смотрят на нас, и надеются, и ждут нашей молитвы!
Если кто-то из усопших был некрещеным или иноверцем, то и за них надо молиться, и они ждут нашей молитвы. Просто по Церковным канонам их не пишут в церковных записочках, но в душе за них молиться можно и нужно. Кто же их ещё помянет в вашей семье, кроме вас?!

(Исключением из этого являются те усопшие, которые по Церковным канонам лишаются церковного поминовения. Это — сознательные самоубийцы, лишённые церковного отпевания; колдуны, нераскаянные еретики и безбожники-сатанисты, умершие без покаяния. Эти люди всецело предаются на суд и милосердие Божие. Сама возможность и форма их поминовения решается архиереем и духовником в отдельном порядке).

Потрудитесь, повспоминайте и составьте, братья и сёстры, таким образом, свой родословный помянник, свою поминальную летопись и молитесь за всех, кто в ней записан, не забывайте их поминать. Если помянник получится большой, его чтение можно растянуть на несколько дней и даже на неделю, и читать по частям. Главное — не оставлять молитву.
Молиться друг за друга — для нас это должно быть потребностью любви. А то, как горько бывает смотреть: подают семейный помянник, а в нём только 5 или 10, от силы 15 имён — и всё. Больше поминать некого?! Неужели больше нет сродников, или мы их не знаем, или не хотим знать?! Неужели нет друзей, знакомых?! Неужели нет соседей?! Что же это?

Или это наше равнодушие, или это наше нерадение, или это наша окаянная лень. Нельзя так. Будем помнить, что если мы усердно будем поминать и молиться за своих живых и усопших близких, то и они попросят за нас перед Господом — и Господь не оставит нас Своим покровом и благодатью, и нас кто-нибудь потом непременно будет поминать. Господь так устроит по любви Своей.

Это духовный закон. Что посеяли здесь на земле, то пожнём там — в вечности. Если вы живёте в многоэтажном доме, обязательно прибавьте к своим молитвам и такие слова — «Помяни, Господи, всех живущих в этом доме, сохрани их от всякого зла, обрати их на путь спасения, пошли им благодать Святаго Твоего Духа». Если вы живёте в селе или в деревне — «Помяни, Господи, всех жителей нашей деревни. », «Упокой, Господи, всех усопших жителей нашего села, всех погребённых на нашем сельском кладбище, всех, кто здесь от века жил и трудился. ».

Такие, совсем простые, нескладные молитовки, даже своими словами, но сказанные от сердца, имеют огромную благодатную силу. Даже ради одних этих молитв Господь будет хранить вас и ваш дом и не даст вам погибнуть!
Сходите на ваше сельское кладбище, соберите и запишите имена всех, кто там покоится и поминайте их (хотя бы по частям) — и всё ваше сельское кладбище будет ходатайствовать и умолять Господа за ваших детей. Вот какая это сила, какой покров и ограждение! А мы даже и не знаем об этом!

И ещё, братья и сёстры, напоследок выслушайте один очень полезный совет Рязанской подвижницы блаженной девицы Пелагии слепенькой — «почаще поминайте родителей и сродников угодников Божиих». Сами угодники Божии просили об этом и говорили, что того человека, который поминает их усопших родителей, «и они сами будут поминать перед Престолом Божиим и будут встречать его после смерти, провожать через мытарства и ходатайствовать за него перед Богом». (См.: жития преп. Серафима Саровского; свт. Феодосия Черниговского; преп. Феодосия Кавказского; преп. Кукши, старца Одесского; преп. Лаврентия Черниговского; преп. свт. Саввы и Симеона Псково-Печерских; блаж. девицы Пелагии Рязанской и др.). Вот такая милость Божия для тех, кто усердно поминает живых и усопших!

Помоги вам Господи положить доброе начало, потрудиться, вспомнить, выписать имена и составить хороший помянник, и молиться усердно за своих близких.
Храни вас Господь и Матерь Божия. Аминь.

Читать еще:  Как правильно принять роды у коровы

Источник: книга «Во спасение души. Правила, примеры и наставления молящимся», Владимир, Собор, 2010 г. стр. 142-145.

В системе соборной молитвы по соглашению «Доброуст» Ваш помянник может содержать неограниченное кол-во имен (хоть 10 000 имен). Можно удобно назначать каждому имени тип молитвы за имя и даже менять тип молитвы «на лету». По каждому имени есть статистика. С «Доброустом» ну просто грех не поминать всю свою родню.

Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)

Как составить помянник?

Зарегистрирован: 14 фев 2005, 14:30
Сообщения: 3499

Возраст: 38
Откуда: Москва — Железнодорожный — Пересвет
Вероисповедание: Православный, МП

Расскажите или дайте ссылку, как правильно составить список тех, кого вспоминаешь на молитве. Можно туда включать, кроме духовных лиц и родственников, всех тех, кого любишь и за кого хочешь молиться? А можно людей, которых хочешь отблагодарить, туда тоже включать?
Можно ли молится за давно умерших родственников с неизвестным отношением к православию, и за тех, кто не был крещен? (ну, тут, я думаю, нужно благословение взять)

В общем, чем больше информации, тем лучше

_________________
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным;
и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Книга притчей Соломоновых, глава 18

Зарегистрирован: 09 июн 2005, 13:22
Сообщения: 1054

Возраст: 47
Откуда: С-Петербург

Расскажите или дайте ссылку, как правильно составить список тех, кого вспоминаешь на молитве. Можно туда включать, кроме духовных лиц и родственников, всех тех, кого любишь и за кого хочешь молиться? А можно людей, которых хочешь отблагодарить, туда тоже включать?
Можно ли молится за давно умерших родственников с неизвестным отношением к православию, и за тех, кто не был крещен? (ну, тут, я думаю, нужно благословение взять)

В общем, чем больше информации, тем лучше

Все очень просто. Пишешь — «о здравии» и всех, кого хочешь. Если человек заблуждается, то можно поминать «о заблудшем».
Если некрещен, также можно келейно поминать.
Потом «о упокоении» и также само. Если человек не был крещен, то келейно его поминать можно, а если был крещен, но неизвестно отпет или нет, то можно и даже нужно также и отпеть. Тем более, что это не Таинство, а сугубая молитва.
До 1929 года, нам батюшка рассказывал, отпевали практически всех. Некоторые говорят, что нельзя даже келейно поминать людей относившихся к церкви явно враждебно, но я о таком не читал нигде.

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02
Сообщения: 14718

Зарегистрирован: 14 фев 2005, 14:30
Сообщения: 3499

Возраст: 38
Откуда: Москва — Железнодорожный — Пересвет
Вероисповедание: Православный, МП

Т.е. можно , например, записать кого-нибудь на месяц? Если например, кто-нибудь болеет, молиться за него, а потом убрать.. а то так будет очень много имен.

_________________
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным;
и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Книга притчей Соломоновых, глава 18

Зарегистрирован: 14 фев 2005, 14:30
Сообщения: 3499

Возраст: 38
Откуда: Москва — Железнодорожный — Пересвет
Вероисповедание: Православный, МП

Павел, я имею в виду такую ситуацию — допустим, чей-то родственник, которого я никогда не видела, заболел, и по соглашению несколько человек за него молятся. А вот он и выздоровел, слава Богу. Что такого, если его удалить из списка?

_________________
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным;
и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Книга притчей Соломоновых, глава 18

Конечно, это обычная ситуация, так и делают.

Только потом приходится искать среди сотен зачеркнутых имен незачеркнутые. В общем, если регулярно, хотябы раз в год, переписывать этот помянник, то никаких проблем не будет.

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1531

Возраст: 44
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП

Конечно, это обычная ситуация, так и делают.

Только потом приходится искать среди сотен зачеркнутых имен незачеркнутые. В общем, если регулярно, хотябы раз в год, переписывать этот помянник, то никаких проблем не будет.

Я делаю немного не так. Все записи делаются только хорошо заточенным карандашом, исправления — с ластиком в руках. Потому что всё равно даже для «постоянных» время от времени приходится делать изменения (например, в связи со сменой сана у священнослужителей или с переходом имени из первого раздела помянника во второй ).
У меня довольно толстый помянник (лучше покупать такой), поэтому есть возможность на каждой страничке оставлять пустое место. На каждой страничке — группа лиц: патриархи и епископат, архимандриты с игуменами, протоиереи (духовник у меня стоит первым на соответствующей странице), иеромонахи, иереи, дьяконы, рядовое монашество; родители, крестники, другая родня, друзья; чтецы и певчие (если имеют хиротесию от епископа, то «дьяки», если нет или неизвестно — просто имя); коллеги; прихожане одного храма, прихожане другого храма и т.д. и т.п.
Хронических больных записываю как болящих.
Если поминаемые друг другу — муж, жена и дети, обычно пишу их в одну строчку.

За кого просили помолиться, обычно записываю на маленькой бумажке и вкладываю её в помянник. Впоследствии бумажка выбрасывается.

Помянник как правильно заполнять

Дорогие братья и сестры!

Сегодня каждый православный христианин в кругу своей неверующей семьи должен быть как горящая свеча, которая ярко светит и всех вокруг себя освещает и согревает своей тёплой молитвой.

Представьте себе – один верующий человек на всю неверующую семью! Один единственный верующий – на всю неверующую семью! Какая же это для него ответственность. Как же он должен молиться за всех. Подумайте только! Ведь Господь за это спросит с нас. Если мы не будем молиться за свой род, за свою семью, за своих живых и усопших сродников – то мы не оправдаемся перед Господом! Господь скажет нам на Страшном и нелицеприятном Суде Своём – Я привёл вас к Истине, Я дал вам безценнейший, драгоценнейший дар Веры, Я учил вас молиться – почему же вы не молились за свой многогрешный род, за свою семью, за своих близких, за своих живых и усопших друзей и сродников! Они жили рядом с вами, а вы даже не молились за них! Где же была ваша любовь?! Где же было ваше сострадание?!

Как же вы могли так спокойно жить, зная, что у вас столько усопших близких сродников, в невыносимых муках ждут вашего поминовения, а вы ни одной слезинки о них не пролили, ни одного словечка не замолвили перед Господом! Вот какой братья и сестры будет нам великий стыд! С какой горечью мы взглянем (да и сможем ли взглянуть?) в глаза своим усопшим сродникам, которых мы не знали и не хотели знать, а ведь они надеялись и безконечно ждали нашей любви и нашей молитвы, но так её и не дождались.

Как нам будет горько, как будет тяжело и безконечно стыдно! Сохрани нас Господи от этого. Постарайтесь братья и сестры сейчас, пока вы живы и живы ваши родственники, ваши родные или родители – постарайтесь узнать свою родословную.

Возьмите бумажки, возьмите ручки и спрашивайте – «Мама, кто был в нашем роду?» Спрашивайте отца, бабушку и других. Восстановите древо своего рода. Это очень важно – знать свой род. А потом поминайте их в своих помянниках и записочках. Ведь они живы своей душой, просто они находятся в том мире и, может быть, страдают и каждое мгновение надеются и ждут, что вы их вспомните и помолитесь за них.

Вспомните друзей своего детства, своих нянечек и воспитателей, своих учителей, своих близких, знакомых, соседей, вспомните врачей, которые вас лечили и всех кто делал и делает вам добро. За своих благодетелей мы просто обязаны усердно молиться, иначе будем осуждены Господом как неблагодарные. Вспомните друзей своей юности и своих бывших врагов, если таковые были, вспомните своих сокурсников и сослуживцев. Вспомните своих пастырей, своих священников, которых вы знали, которые вас крестили, венчали, исповедовали, соборовали, причащали, наставляли, молились за вас.

Обязательно вспомните всех тех, кому вы причинили какое-нибудь зло. Может быть, мы кого-то совратили или подтолкнули на грех. Может мы кому-то причиняли боль, обижали, притесняли, соблазняли, дали дурной пример или развратили кого-нибудь. Всех этих людей, которым мы причинили какое-нибудь зло, мы должны помнить всю жизнь, поимённо записать в свой помянник и молиться за них.

Читать еще:  Как правильно срывать огурцы

Вспомните, братья и сестры всех, кто оставил хоть какой-то след в вашей жизни, и запишите их в тетрадку, а потом составьте свой помянник для молитвы. Можно для удобства записать имена по столбикам или по страничкам и озаглавить – «это из детства»; «это из юности»; «это из того или иного периода жизни» и т.д. Живых отдельно, усопших отдельно. Рядом с каждым именем можно для себя приписать пояснение, или фамилию его – чтобы знать, – какой это человек и молиться за него осознанно. Если не знаете – жив ли ещё человек или уже умер – запишите его в живых – Господь Сам знает. У Бога все живы. Если о каком-то человеке уже невозможно узнать – крещён ли он был или нет – то поминайте его как крещённого, а милостивый Господь Сам обо всех всё знает и управит. Если некоторые из ваших сродников и близких были неверующие – то тем более они нуждаются в молитве. Господь за всех пролил Свою Пречистую Кровь и любит их так же как и вас. Наоборот – чем грешнее человек – тем больше за него нужно молиться!

Большинство наших усопших сродников, о которых мы хоть что-то знаем – жили в годы безбожия, многие так и умерли без покаяния, без исповеди и Причастия, в нераскаянных смертных грехах. Они сейчас страдают и мучаются. Кто же кроме вас за своих усопших сродничков ещё помолится в вашей семье?! Вполне возможно, что никто! Поэтому они и смотрят на нас и надеются и ждут нашей молитвы! Если кто-то из усопших был некрещеным или иноверцем, то и за них надо молиться домашней молитвой, и они ждут нашей молитвы. Просто по Церковным канонам их не пишут в церковных записочках, но в душе за них молиться можно и нужно. Кто же их ещё помянет в вашей семье кроме вас?! (Исключением из этого являются те усопшие, которые по Церковным канонам лишаются церковного поминовения – это сознательные самоубийцы лишённые церковного отпевания, колдуны, нераскаянные еретики и безбожники-сатанисты, умершие без покаяния. Эти люди всецело предаются на суд и милосердие Божие. Сама возможность и форма их поминовения решается архиереем и духовником в отдельном порядке).

Потрудитесь, повспоминайте и составьте братья и сестры таким образом свой родословный помянник, свою поминальную летопись и молитесь за всех кто в ней записан, не забывайте их поминать. Если помянник получится большой – его чтение можно растянуть на несколько дней и даже на неделю и читать по частям. Главное – не оставлять молитву.

Молиться друг за друга – для нас это должно быть потребностью любви. А то, как горько бывает смотреть – подают семейный помянник – а в нём только 5 или 10, от силы 15 имён и всё. Больше поминать некого?! Неужели больше нет сродников, или мы их не знаем, или не хотим знать?! Неужели нет друзей, знакомых?! Неужели нет соседей?! Что же это? Или это наше равнодушие, или это наше нерадение, или это наша окаянная лень. Нельзя так. Будем помнить, что если мы усердно будем поминать и молиться за своих живых и усопших близких – то и они попросят за нас перед Господом и Господь не оставит нас Своим покровом и благодатью и нас кто-нибудь потом непременно будет поминать. Господь так устроит по любви Своей. Это духовный закон. Что посеяли здесь на земле, то пожнём там – в вечности. Если вы живёте в многоэтажном доме – обязательно прибавьте к своим молитвам и такие слова – «Помяни, Господи, всех живущих в этом доме, сохрани их от всякого зла, обрати их на путь спасения, пошли им благодать Святаго Твоего Духа». Если вы живёте в селе или в деревне – «Помяни, Господи, всех жителей нашей деревни …», «Упокой, Господи, всех усопших жителей нашего села, всех погребенных на нашем сельском кладбище, всех кто здесь от века жил и трудился …». Такие совсем простые, нескладные молитовки, даже своими словами, но сказанные от сердца, имеют огромную благодатную силу. Даже ради одних этих молитв Господь будет хранить вас и ваш дом и не даст вам погибнуть! Сходите на ваше сельское кладбище, соберите и запишите имена всех кто там покоится и поминайте их (хотя бы по частям) и всё ваше сельское кладбище будет ходатайствовать и умолять Господа за ваших детей. Вот какая это сила, какой покров и ограждение! А мы даже и не знаем об этом!

И ещё братья и сестры напоследок выслушайте один очень полезный совет Рязанской подвижницы блаженной девицы Пелагеи слепенькой – «почаще поминайте родителей и сродников угодников Божиих». Сами угодники Божии просили об этом и говорили, что того человека, который поминает их усопших родителей «и они сами будут поминать перед Престолом Божиим и будут встречать его после смерти, провожать через мытарства и ходатайствовать за него перед Богом». (См.: жития преп. Серафима Саровского, свт. Феодосия Черниговского, преп. Феодосия Кавказского, преп. Кукши старца Одесского, преп. Лаврентия Черниговского, преп. стт. Саввы и Симеона Псково-Печерских, преп. ст. Сампсона (Сиверса) Многострадального, блаж. Девицы Пелагии Рязанской и др.). Вот такая милость Божия для тех, кто усердно поминает живых и усопших!

Помоги вам Господи – положить доброе начало, потрудиться, вспомнить, выписать имена и составить хороший Помянник и молиться усердно за своих близких.

Помянник, о помяннике

Помянник – небольшая книжка или тетрадка с записанными в ней для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Называется еще синодиком.

Почти у каждого христианина имеется маленькая книжка, называемая помянник – образ древнего диптиха, где написаны имена живых и усопших. Эту книжку он подает в храме на проскомидию и ектеньи, на молебны и панихиды, ее он должен читать ежедневно в своих домашних молитвах.

Что означает список имен? Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых – человеческую личность, в списке умерших – душу, ушедшую в другой мир – в неведомое нам бытие. Помянник это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших, не только с ними, но и с их ангелами-хранителями. Помянник – это связь между живыми и мертвыми, между всеми, кто носит имя христианина, связь через благодать, где нет препятствий и расстояний, нет далеких и близких, нет разделения и различия между живущими на земле и теми, кто находится под землей, чьи тела пребывают в могилах, как на своих ложах до воскресения из мертвых. Мы все находимся в духовном граде, имя которого Церковь.

Помянник это место встречи; путь туда лежит через человеческое сердце. Только голос сердца слышен на небе, а слова одних уст бесследно растекаются по воздуху и исчезают, как рябь на поверхности воды. Нерадивая молитва не единит человеческих душ; она похожа на цепь с разорванными звеньями. Под каждым именем скрыт человек, с его нуждами, страданиями и болью. Каждое имя это уста, которые просят нас о помощи, особенно имена умерших – это беззвучные крики из могил. Мы должны обращаться с именами, словно с теми людьми, которые скрыты под ними, как под завесой.

Есть обыденное выражение «читать помянник». Как часто мы делаем это буквально – читаем, а не молимся, перечисляем имена, будто отсчитываем камушки, а нередко читаем с отключенным сонным сознанием, расслабленной волей, рассеянными мыслями, как будто слепыми глазами. Молитва имеет один корень со словами «молить, умолять, миловать, милость, умиление». Молиться это просить Бога о помиловании, как осужденный просит судью о пощаде. Умолять это значит, чувствовать чужую боль, как свою собственную, это протягивать руку упавшему, это как бы брать на себя тяжесть изнемогающего под ношей. Молиться – значит обращаться к морю божественного милосердия, поэтому молитва должна быть одушевлена надеждой; даже белый цвет страниц помянника, на которых написаны имена, служит как бы фоном молитвы, а вернее знаком надежды, с которой мы должны произносить их.

Две части помянника похожи на день и ночь. Живые находятся на земле, как бы при свете дня; мы можем их видеть, слышать и осязать. Усопшие ушли в тот мир, который для нас остается тайной: они живы, но мы не видим их, как в ночной темноте.

Помянник это символ того, что наши близкие всегда с нами. Помянник это память о смерти, с которой каждый из нас подписал договор в день своего рождения: те, кто находятся в списке живых, в свое время перейдут в список умерших, но нет ни одного имени, которое было бы перенесено обратно. Еще ни один человек на свете не обратился назад на этом пути, как не может волна реки пойти против потока. В тоже время, помянник – свидетельство о том, что смерти нет, что смерть это только разлука, но и ее преодолевает молитва.

Читать еще:  Приняли участие или приняло участие как правильно

На земле все страдают – и праведные и грешные; все нуждаются в помощи и сострадании, поэтому имена, написанные чернилами, в духовном плане написаны слезами и кровью. Помянник – барометр нашей любви: насколько внимательно мы читаем его, насколько имена глубоко проходят через наше сердце и согреваются теплом, – настолько мы исполняем заповедь Божию о любви, которая выше закона. Вера, надежда и любовь – триедины. Но вера это первая ступень духовного восхождения; она рождает внимание и укрепляет терпение в молитве. Внимательная молитва дает человеку некое таинственное извещение о том, что он услышан Богом. Надежда изгоняет сомнение и низводит в душу благодать, которая открывается как любовь; тогда человек молится о своих врагах, как о друзьях, и не хочет, чтобы кто-либо был наказан за него. Он молится о благополучии своих обидчиков и прощает их, хотя бы они не просили прощения. Имена врагов в помяннике это ключ к духовной сокровищнице, это тот огонь, который сжигает зависть как солому, изгоняет злобу и мстительность, как змей из сердца, и делает врагов друзьями. Молиться сосредоточенно и внимательно трудно, как проливать кровь; поэтому помянник похож на поле невидимого боя; но после усердной молитвы за людей человек чувствует покой совести и радость как торжество победы. Помянник – это возможность выплатить долг усопшим, который остался за нами. Помянник – это запечатанное письмо, посылаемое Богу. Помянник – проверка веры, обличение надежды, испытание любви, это раскрытие того, что скрыто в нашем сердце: сострадание или безразличие, тепло весны или холод зимы. Помянник – это приготовление к собственной смерти, когда душу встретят те, кого она любила, за кого молилась, кто опередил ее на пути в вечность. Помянник – это трапеза в твоем доме для нищих и странников, и пир любви для друзей. Невнимательная молитва похожа на расстеленную скатерть без яств: ты позвал гостей и отпустил их голодными. Нерадивая молитва это зеркало твоего лицемерия. Помянник – это плат, которым ты можешь оттереть слезы скорбящих или обиженных тобой. Помянник – это вервь, брошенная тем, кто находится в аду, как бросают веревку утопающем в омуте. Помянник, отданный в алтарь на литургию, становится подобным скинии Авраама, где все нуждающиеся обретают покой. Когда ты внимательно читаешь помянник, то он становится подобным небу, сверкающему звездами, а когда нерадиво – то небу, покрытому облаками.

Грешник – враг собственной души, которая не только в будущем веке, но и здесь на земле страдает, хотя бы он сам не осознавал этого, как не понимает рожденный в темнице, что он лишен солнечного света. Но в душе даже грешника есть некая память о небе и, поэтому, имена людей, потерявших Бога, это очи их духа, наполненные слезами, которые обращены к тебе с мольбой.

Помянник – возможность всегда и везде делать людям добро. Когда человек от души молится за других, то их ангелы-хранители молятся за него; поэтому помянник один из источников духовного света для тебя самого, и твоя молитва, как отраженный свет, усиленный молитвами ангелов, возвращается к тебе. Помянник – копилка духовной милостыни, и ее твой ангел-хранитель положит на весы правосудия Божия в день Суда; и тогда ты увидишь, что каждая твоя молитва, похожая на лепты вдовицы, превратилась в слитки золота. Помянник это предвестник твоей будущей встречи с теми, о ком ты молился; они будут благодарны тебе больше, чем голодные тому, кто кормил их. Самое высшее счастье человека — умение любить. Любовь это сама жизнь, а помянник – возможность ежедневно учиться науке любить людей.

В помяннике скрещиваются пути: от сердца к сердцу – тех, кто на земле; молитва о тех, кто спасен, – это путь, уходящий в небо; молитва о тех, кто осужден, – луч, нисходящий в бездну ада. Эти три пути, пересекаясь друг с другом, образуют крест.

Господь сказал: «Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам», и еще: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Твой помянник, если ты часто раскрываешь его как птица крылья, это надежда на то, что твое имя будет написано в вечном Помяннике на небесах в памяти Божией.

ПОМЯННИК И «ЗАПИСКИ»

Молиться о здравии живых и упокоении усопших вы можете сами в любые моменты богослужения, а также во время домашней молитвы. Для этого часто используют помянник — книжечку, тетрадку, блокнот и т.п., куда вносят имена всех, о ком хотят молиться как дома, так и в храме. Помянник делят на две части — «о здравии», где перечисляют живых, и «о упокоении», где пишут имена усопших.

Свой помянник, помимо использования в домашней молитве, уместно читать про себя в те моменты богослужения, когда священником или диаконом вслух читаются имена поминаемых по запискам.

Существует возможность помянуть особо значимых для вас людей, крещеных в Православной Церкви, с участием священнослужителей и всех молящихся в храме. Форм такого поминовения несколько, подробно о них будет сказано далее. Но чисто технически все они начинаются с подачи в свечной лавке записок о здравии и о упокоении, с именами тех людей, особо усердная церковная молитва о которых для вас важна. В сущности, эти записки представляют собой те же помянники, только более краткие.

Обычно рядом со свечной лавкой есть отдельный столик с уже нарезанными листочками бумаги подходящего размера, а иногда с печатными бланками записок. Записку принято писать следующим образом: в верхней части начертать восьмиконечный крест и слова «О ЗДРАВИИ» или «О УПОКОЕНИИ». Дальше по вертикали разборчивым почерком одно за другим перечисляются имена. В некоторых храмах количество имен в записке ограничено (обычно десятью), в некоторых оставлено на ваше усмотрение.

Обратите внимание, что имена в большинстве храмов рекомендуют писать в родительном падеже и в церковнославянском, а не русском варианте. Например:

Правильные написания имен можно найти в церковных календарях, о которых «Праздники и посты».

По традиции перед именами могут быть следующие поясняющие слова:

• «Епископа», «иерея», «диакона» и т. п. — при поминовении священнослужителей. Их имена принято помещать в начале записок.

• «Инока», «инокини» — при поминовении монашествующих.

• «Новопрест.» (новопреставленного) — при поминовении усопшего в течение 40 дней после смерти.

• «Приснопоминаемого» («всегда поминаемого») — при поминовении усопшего в годовщины смерти.

• «Воина» — при поминовении военнослужащих.

• «Млад.» (младенца) — при поминовении детей до 7 лет.

• «Болящ.» (болящего) — при поминовении больных.

• «Путешествующего», «учащегося», «заключенного» и т. п.

Записки можно написать не только в храме, но и дома. При этом в разных храмах по-разному относятся к запискам, напечатанным на принтере. Ничего крамольного в такой практике нет, как и например доставка из Китая, карго из Китая, контейнеры, но с точки зрения общей логики и смысла поминовения представляется более разумным все же писать записки от руки — хороший повод лишний раз осознанно помолиться обо всех поминаемых, а не просто передать готовый перечень имен «профессионалам».

Когда вы подаете записки в свечной лавке, служитель спросит (либо ожидает, что вы скажете), какой именно род поминовения вы предполагаете. Чаще всего подают «записки на проскомидию». И за этой простой запиской .

• Для поминовения живых и усопших полезно завести помянник — небольшую книжечку, содержащую имена поминаемых. • В церкви подают записки «О здравии» • «О упокоении», содержащие имена людей, о которых вы хотите .

Традиция оставлять послания в Стене Плача имеет многовековую историю. Изначально записки в Стене оставляли верующие, которые совершали паломничество в Иерусалим. В этих записках паломники писали свое обращение .

Для церковных ритуалов и действий используется специальный хлеб — просфора. Это церковное изделие состоит из 2 частей, которые изготавливаются не зависимо друг от друга из дрожжевого теста, а позднее соединяются .

• Какие бывают храмы • В какое время и в какие храмы лучше приходить • В какое время проходят службы • Колокольный звон В последние годы многие из нас стали приходить в храм. Кто-то редко, только на самые большие .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector