Правильная постановка рук при игре на гитаре

Постановка правой руки.

Правая рука гитариста — основа техники. Поэтому постановка правой руки и отработка звукоизвлечения должны стать задачей номер 1 на начальном этапе.

Если уделить недостаточно внимания этому этапу, или вообще его пропустить, это негативно скажется на протяжении всего обучения и существенно ограничит ваши технические возможности.

Правая рука — это фундамент, на котором строится техника гитариста. Неверно заученное положение руки и звукоизвлечение потом очень сложно исправить. Нужно будет учиться заново, с нуля, и это будет гораздо сложнее, чем сразу научиться правильно. Переучиваться всегда сложнее, старая привычка будет мешать.

Обозначение пальцев правой руки:

Мизинец при игре классической техникой не используется.

Общее представление о постановке

Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:

  1. Опустите правую руку вниз в расслабленном состоянии как на фото слева. Рука приняла естественное положение, без изгибов в запястье.
  2. Пальцы ima согните таким образом, чтобы между ними и большим пальцем образовался крест, как на фото справа.

Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.

Теперь рассмотрим более подробно.

Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.

Поставьте палец p на шестую струну.
i — на третью,
m — на вторую,
a — на первую, как показано на фото ниже.

На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.

Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.

Принципов постановки всего 5.

5 правил постановки правой руки:

  1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
  2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
  3. Палец p чуть впереди пальца i.
  4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
  5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Иллюстрации к правилам:

Комментарии к правилам:

1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.

В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.

А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.

2. Ладонь в одной плоскости со струнами.

Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.

3. Палец p чуть впереди пальца i.

Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.

Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.

При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.

4. Пальцы ima к струнам под углом 90°

В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.

5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.

Теперь рассмотрим распространенные ошибки.

  1. Изгиб запястья спереди.
  2. Обратный изгиб запястья.
  3. Вогнутое к деке запястье.
  4. Ладонь слишком близко к струнам (плоская рука).
  5. Разворот ладони наружу.
  6. Разворот ладони к себе.
  7. Пальцы ima загнуты в ладонь.
  8. Пальцы ima вытянуты вперед (дальше большого пальца).

Иллюстрации ошибок с комментариями:

Самая распространенная ошибка. В некоторых школах такая постановка является нормальной, но в той системе звукоизвлечения, которой придерживаюсь я, она неприменима. О разных школах и подходах к звукоизвлечению я подробней остановлюсь в отдельном уроке.

Имейте ввиду: у начинающих, в процессе игры, тенденция к искривлению запястья есть всегда. Если постоянно не контролировать этот параметр на начальном этапе, рука обязательно искривится, и вы этого даже не заметите. Играйте перед зеркалом, если занимаетесь самостоятельно.

Эта ошибка возникает в тех случаях, когда вы заметили у себя постоянное появление ошибки 1, и теперь усиленно держите запястье вниз, чтобы уже наверняка запястье не ушло вверх. Изгиб вниз так же неестественен, как и изгиб вверх. Но его труднее заметить в зеркале, потому что он не так ярко выражен, подвижность суставов в этом направлении меньшая.

Симптомом данной ошибки будет ощущение постоянного напряжения в руке. Если ученик говорит что у него напрягается рука с прямым положением запястья, как правило имеет место обратный изгиб. В руке с прямым запястьем попросту нечему напрягаться, это естественное положение руки. Достаточно чуть-чуть поднять запястье вверх, буквально на миллиметры, и напряжение исчезнет. Но тут же надо следить, чтобы оно не ушло вверх.

Контролировать положение запястья в этой плоскости гораздо легче чем спереди. Тут все отлично видно. Просто следите за тем, чтоб запястье было слегка выпуклым.

В таком положении пальцы теряют в подвижности. Двигать прямыми пальцами намного легче, чем изолированной частью пальца. Диагностируется ошибка просто — представляйте что держите яблоко или мячик. Такой плоской рукой, как на иллюстрации никто мячик не держит. По опыту скажу, что лучше отдалить ладонь от струн чуть дальше, чем ближе.

Наиболее распространен разворот ладони наружу (ошибка 5). Разворот ладони к себе (6) появляется как правило, при попытке исправить ошибку 5 наверняка.

Читать еще:  Правильно замешивать раствор фундамента

Обе ошибки ограничивают подвижность пальцев и приводят к неправильному звукоизвлечению. Ошибка 8 к тому же мешает правильной работе большого пальца.

Постановка правой руки

Итак, вы получили небольшую порцию знаний. К данному моменту вы уже умеете настраивать гитару, знаете, как звучат не прижатые струны, а также разучили правильную посадку. Теперь, самое время поговорить о том, как ставить руки для правильного звукоизвлечения. Мы начнем с правой руки. Многие опытные музыканты утверждают, что успех в изучении игры на гитаре на 50% зависит от правильной позиции правой руки, а другие 50% — от верного положения левой.

Основа основ

Прежде всего, запомните одно нерушимое правило, пренебрегать которым нельзя ни в коем случае: правая рука не должна испытывать напряжения. Как вы помните из предыдущих статей, акустическая шестиструнная гитара является силовым щипковым инструментов, поэтому малейшая нагрузка во время игры будет аккумулироваться, что приведет к мышечной усталости, а вслед за этим исчезнет и ваш энтузиазм.

Для того чтобы этого не произошло, мы с вами прямо сейчас разберем несколько позиций, которые позволят вам играть легко и непринужденно. Это значительно облегчит ваш курс обучения.

Полезный совет: текущая практика поможет вам в дальнейшем при изучении игры «боем», «перебором» и прочих техник. Если вы сейчас не уделите этому аспекту должное внимание, то потом вам придется переучиваться, а это отнимет очень много сил и времени. Мы настоятельно рекомендуем вам не пренебрегать данными советами, т.к. именно с них и начинается ваше обучение.

Как бы вы ни играли, правая рука не должна испытывать боли и тяжести. Если ваша постановка неверна, то вы очень быстро ощутите неприятные ощущения, а это значит, что вам нужно будет пересмотреть позицию и выявить ее недостатки. Проявите терпение и работайте над собой.

При идеальном положении правой руки вы даже не будете задумываться о ней. У вас в голове будет сидеть аппликатура, постановка пальцев при взятии того или иного аккорда и многое-многое другое, но только не усталость в кисти.

Как «положить» руку?

Давайте для наглядного примера вернемся к иллюстрации о правильной посадке.

Обратите внимание на правую руку. Она не обхватывает корпус гитары силой и не прижимает ее к торсу. Бицепс кладется на обечайку, а внутренняя сторона локтя и предплечье слегка упираются в ребро между обечайкой и верхней декой.

Кисть правой руки находится в непосредственной близости от голосника. Многие новички стремятся держать кисть прямо посередине розетки, но это неправильно. Профессиональные гитаристы утверждают, что пальцы должны находиться примерно в 10 сантиметрах от подставки-струнодержателя. Ниже будет несколько примеров, в которых вы увидите основные положения.

Крайне важно, чтобы ребро корпуса гитары не пережимало вены на предплечье. Это может привести к онемению руки, а также к болезненным ощущениям и серьезным заболеваниям (в будущем). Обратите внимание, что пальцы правой руки находятся в согнутом положении, будто держат яблоко.

Любопытный факт: аналогичное положение пальцев разучивают не только гитаристы, но и пианисты.

Положение руки в зависимости от техники игры

Теперь важно обратить внимание на то, что играть на гитаре можно несколькими различными способами. В основном речь идет о «бое» и «переборе». При «бое» правая рука постоянно выполняет определенные повторяющиеся движения, при этом звукоизвлечение осуществляется одновременно из всех шести струн. «Перебор» (или как правильно говорить – арпеджио) заключается в последовательном щипковом перебирании струн. Исходя из этого, заключаем, что положение кисти правой руки зависит от техники игры.

Положение при «переборе»

В этом случае пальцы буквально лежат на струнах. Большой палец отвечает за игру на шестой (самой толстой), пятой и четвертой струнах. Далее идет такая аппликатура:

  • указательный – на третьей струне;
  • средний – не второй;
  • безымянный – не первой (самой тонкой).

В последующих уроках будет подробнее рассказано о технике арпеджио, а пока обратим свое внимание на постановку при «бое».

Свободная рука

«Боем» можно играть как пальцами, так и медиатором. В первом случае правая рука (начиная от локтя) не соприкасается с корпусом гитары и свободно перемещается по струнам. Движение руки идет от локтя (при арпеджио, к примеру, задействованы только пальцы).

Звукоизвлечение осуществляется ударом кончиками пальцем по всем струнам (большой пальцем при этом остается незадействованным):

  • ногтями – играя «вниз»;
  • подушечками – играя «вверх».

Если вы используете медиатор, то в этом случае основание кисти правой руки лежит на подствавке-струнодержателе, но об этом будет рассказано позднее.

Постановка левой руки

Играя на электрогитаре, необходимо учитывать огромное количество факторов, влияющих на качество звукоизвлечения. К одному из них относится чистота. Отличительной особенностью электрогитары является то, что 95% ее партий играется на перегрузе. С одной стороны, ноту легче выбить, легче зажать, гитара с радостью откликается на прикосновения музыканта. С другой стороны — очередные подводные камни: эти прикосновения должны быть правильными. Нельзя забывать о том, что вместе с «игровой» струной могут зазвучать и остальные, что незамедлительно отразится в звуке из динамика. Отсюда возникает грязь, шум, скрежет, звон и прочие неприятные сопровождения гитарной партии. Чтобы этого не случилось нужно принять ряд мер по изменению режима работы левой руки.

Существует определенный принцип игры на электрогитаре: зажаты или открыты могут быть только «игровые» струны, а «лишние» должны быть заглушены. «Лишними» назовем струны, не используемые во фразе, а «игровыми» — струны, звучание которых необходимо. Под глушением струн подразумеваются действия, которые не позволяют струнам колебаться даже в случае прямого попадания в них медиатором. Как правило, глушение осуществляется ребром ладони правой руки и 1-м пальцем левой. Следует запомнить, что глушение струн происходит непрерывно. В противном случае гитара «заведется» обратной связью от усилителя или же будет издавать шум при любом прикосновении к не заглушенным струнам. Не обязательно даже касаться струн. Просто щелкните пальцем по деке, и каждая не заглушенная струна начнет колебаться. Это одна из наиболее частых проблем, которые преподносит электрогитара для новичков. Если же в случае с правой рукой все довольно очевидно: глушение осуществляется путем становления ребра ладони в зону демпфера, то случай с левой рукой требует отдельных комментариев.

Итак, рассмотрим два варианта постановки левой руки на гитаре: блюзовая и классическая. В обеих ситуациях пальцы необходимо ставить ближе к ладу, к которому нужно прижать струну.

Фундаментальное различие постановок друг от друга заключается в положении большого пальца. В первом случае он обнимает гриф сверху, нависая первой фалангой над 6-й струной. Это влечет за собой изменение направления остальных пальцев, они стоят приблизительно под углом 40-60 градусов к направлению струн.

В данной постановке внутренне ребро ладони полностью или частично прилегает к грифу. Отсюда следует, что в блюзовом хвате левая рука взаимодействует с грифом в одной подвижной и двух неподвижных точках. Подвижной точкой является подушечка пальца, прижимающего струну к ладам, а неподвижные — изгиб большого пальца и основание 1-го пальца. Надеюсь, понятно, что подвижная точка является таковой в случае выполнения гитаристом бендов или вибрато, в остальных случаях фиксация происходит довольно жестко.

Во втором же случае подушечка большого пальца опирается в заднюю часть грифа чуть ниже середины, находясь при этом между 1-м и 2-м пальцами. В этой ситуации остальные пальцы перпендикулярны направлению струн, а между внутренним ребром ладони и грифом есть зазор. Кроме того, произошла утрата одной из неподвижных точек взаимодействия левой руки с грифом, а именно основания 1-го пальца. Таким образом, остается подушечка большого пальца — неподвижная точка, а также подушечка пальца, прижимающего струну к ладам — подвижная точка.

Читать еще:  Правильно подобрать правильное питание

И та, и другая постановка равнозначно используются в гитарной технике в зависимости от ситуаций. Чтобы определить, когда именно играть блюзовой постановкой, а когда классической, необходимо иметь представление об особенностях поведения левой руки в разных постановках при выполнении различных технических элементов, а также некоторый опыт.

В подавляющем большинстве случаев глушение «лишних» струн левой рукой осуществляется 1-м пальцем, за что его и называют «глушителем». В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой. Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу.

В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.

Остальные пальцы участвуют в глушении реже, как правило, для взятия паузы после аккорда. Классическая постановка используется при игре скоростных пассажей, так как необходима максимальная маневренность пальцев. Конечно же, есть исключения из правил в лице Paul Gilbert, Steve Vai, Guthrie Govan, у которых длина пальцев и физиология кисти позволяет выполнять скоростные пассажи на широких аппликатурах и в блюзовом хвате. Кроме того, при игре стоя не всегда удобно использовать классическую постановку, так как это влечет за собой сильный изгиб кистевого сустава.

В блюзовой постановке играются почти все аккорды, в которых участвуют открытые струны, аппликатуры с зажатыми на одном ладу струнами (разными пальцами), а также все то, что играется и в классической. Но поскольку бесплатный сыр только в мышеловке, приходится жертвовать качеством «глушителя». В блюзовом хвате 1-й палец не всегда способен прикрыть нижележащие струны, так как образуется «тоннель», обеспечивающий попавшим в него струнам беспрепятственные колебания.

Необходимо понять, что четкого «распределения обязанностей» между постановками левой руки на гитаре не существует. Как было сказано выше, надо действовать согласно обстановке. В каких-то случаях удобно сыграть фразу в классической постановке, в каких-то — в блюзовой. За время исполнения какого-либо произведения постановка левой руки может измениться 30-100 раз и больше. Охватить все условия смены постановки в одной статье невозможно, впрочем, как и в целой книге. Эта тема требует пристального самоконтроля и солидного багажа опыта. Если научиться правильно и своевременно глушить струны левой рукой, то электрогитара для новичка будет уже не так проблематична.

Посадка гитариста и постановка рук на гитаре

Посадка и постановка рук гитариста — это основа обучения игры на гитаре, фундамент исполнителя. Какая постановка рук для гитары правильная? Какая посадка?

Правильная посадка гарантирует удобство и свободу при игре, предотвращает появление зажатия (которое образуется обычно от напряжения физического и психологического).

— удобная для игры посадка;

— правильное положение инструмента;

— правильное положение рук и их движение.

Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям:

а) устойчивость инструмента;

б) свобода движений.

С физиологической точки зрения процесс игры на гитаре это расслабление и напряжение мышц. Эти сокращения подаются головным мозгом человека. Многократный повтор этих действий делает движения автоматическими. Но на начальном этапе необходимо делать все осознанно, без излишних судорожных движений.

Важна «экономия действий». Не совсем расслабленно, но и не слишком напряженно, гитара не должна становиться тренажером для мышц. Нужно рассчитать оптимальную силу зажатия для себя. Но это все индивидуально, не нужно над этим слишком задумываться ,правильная посадка это не цель, а средство к достижению качеств исполнителя.


Некоторые рекомендации при посадке гитариста

При занятиях гитарой дома нужно использовать твердый стул, так же подойдет табуретка. Не диван, особенно мягкий, тело проваливается , спина изгибается, одно плечо может заваливаться выше другого, это недопустимо, так как может привести к проблемам со спиной в будущем.

Спина должна быть прямая. Обратные ситуации чреваты искривлением позвоночника, усталостью. Тем более существует общеизвестный факт, что при прямой спине, мозг работает гораздо эффективнее.

Плечи ровные, без перекосов. Иногда человек может завалиться в какую-то конкретную сторону для «псевдо» удобства при игре, для того чтобы быть поближе к грифу, это тоже может привести к заболеваниям спины, неровной осанке.

Локоть не должен прижиматься к корпусу гитары, он достаточно свободно «болтается» в почти расслабленном положении и занимается направлением руки .

При игре на классической гитаре используется классическая постановка с использованием подставки. Подставка ставится под определенную ногу, гриф гитары поднимается. Это положение помогает держать гриф в удобном месте для глаз, не перегружать спину.

Посадка ( 2 часть)

Постановка рук

Обозначения:


Правая рука на гитаре, правильная постановка

Правая рука лежит на высоком месте корпуса, соприкасается с обечайкой в месте чуть дальше локтя.

При игре правая рука ставится по принципу правила креста, то есть большой палец как-бы перекрещивается с указательным пальцем (образует крест).

Угол зацепления пальца со струной равен 90 градусов.

Большой палец – немного впереди всех остальных пальцев

Кисть должна быть немного изогнута. Естественный небольшой изгиб.

Запястье поднято над декой, оно не должно лежать плашмя. Будут глушиться струны , и это достаточно неудобное положение.

Большой палец не двигает одной фалангой, при игре задействуется весь палец.

При игре любых мелодий или гамм, чередуем пальцы i, m. Играть одним пальцем — моветон и путь в никуда в техническом плане. Потому что, рано или поздно вы столкнетесь с тем, что не сможете сыграть более быстрые и сложные произведения. А переучиваться будет очень не легко.

Положение правой руки – примерно возле конца розетки.


Левая рука на гитаре, правильная постановка

Пальцы ставятся под углом 90 градусов к грифу, на подушечки.

Обязательное расстояние между пальцами, ладонью и грифом ( принцип яблока) , как будто между грифом и ладонью лежит воображаемый спичечный коробок.

Форма руки — округлая.

Между пальцами воздух, расстояние.

Пальцы ставятся на подушечки, перпендикулярно грифу.

С обратной стороны грифа стоит , не лежит и не заваливается большой палец, примерно в районе первого и второго пальца с передней стороны грифа.

Локоть висит спокойно, расслабленно, не прижат и не оттопырен.

Пальцы не заваливаются к первому, 2 и 3 стоят параллельно на подушечках, а 1 и 4 наклонены в разные стороны.

Зажимать струны у правого края лада (порожка), так звук будет чище и лучше.

И помните! Если у вас закреплены неправильные (или не совсем правильные) навыки — никогда не поздно начать переобучение!

P.S. Посмотрите еще видео о постановке правой руки, поставить правильно правую руку — наиболее сложно и важно.


  • Начинающим гитаристам-самоучкам: классическая постановка рук и ее преимущества

    Доброго времени суток, уважаемые пикабушники и пикабушницы.

    Несколько лет назад я открыла студию по обучению игре на гитаре. Приходят ко мне как и люди, которые гитару в руках вообще никогда не держали, так и те, кто уже успел поднабраться знаний и опыта с помощью ютюбов и тематических сайтов. И вот с этими последними обычно тяжелее всего, поскольку они, насмотревшись роликов от таких же самоучек, которые вчера также открыли ютюб (круговорот самоучек в ютюбе), уже привили себе привычку играть неправильно (а переучиваться всегда сложнее, чем научиться чему-то с нуля). И о самых распространенных ошибках в постановке рук, которые мне приходилось видеть, и пойдет речь.

    Читать еще:  Поставь слова правильном порядке sister

    Когда начинаешь человеку указывать на то, что делает он что-либо не совсем корректно, то в большинстве случаев следует вопрос: «А почему нельзя играть как удобно?». Да, конечно, можно! Никто не запрещает вам играть так, как удобно вам. Но имейте ввиду, что если вы только-только взяли в руки инструмент, схватили его как придется и решили, что это для вас — самая удобная позиция, то в дальнейшем вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Одно дело — просто сесть с гитарой и перебирать три аккорда, и совсем другое — играть быстрые соло, классические и около классические произведения, аккорды, сложнее Am-Dm-E и т.д. То есть, если вы хотите развиваться как гитарист, то неправильная постановка рук способна вам в этом помешать и доставить кучу неудобств.

    Все, что я хочу вам сегодня рассказать, касается в основном акустических гитар и бас-гитары. Под рукой дома оказалась только электро, акустика в студии осталась, так что прошу не привязываться к этому.

    Начнем с левой руки и самой распространенной ошибки (хотя в некоторых случаях такая постановка допустима, но менее утрировано, чем она получилась у меня на фото. Это случаи, когда не нужна растяжка и все четыре пальца руки. То есть это игра аккордами без баре):

    Большой палец, конечно, не так сильно у большинства заваливается на гриф, но и такую постановку а-ля «держу лопату» я тоже встречала неоднократно. Преимуществом такого подхода является то, что намного проще глушить струны, которые звучать не должны в нужный момент.

    В чем недостатки такого подхода к игре?

    1. Отсутствие растяжки. Чем больше большой палец вылазит из-за грифа, тем растяжка меньше. Соответственно, все, что вы сможете сыграть таким образом должно находится в пределах трех ладов и пары струн.

    2. Уменьшение подвижности мизинца. Вообще, многие недооценивают мизинец. Некоторые с ужасом смотрят на меня, когда в первый же день их просишь сыграть пару нот этим пальцем: «А что, еще и мизинцем играть надо? о_О» А мизинец, между прочим, тоже палец. Им тоже можно многое зажать. Еще он сильно пригождается, когда надо совершить быстрый и большой скачок на несколько ладов или с первой струны на шестую, например. Хоть мы мизинцем в повседневной жизни и не пользуемся, для гитариста он также незаменим, как и остальные три пальца левой руки. Если его тренировать, постоянно использовать в игре, то он перестает быть таким слабым.

    Убирая большой палец левой руки за гриф, мы избавляемся от этих главных недостатков и получаем бОльшую подвижность пальцев и растяжку.

    Выглядит это примерно следующим образом:

    Как видите, у меня здесь появился такой уголок в кисти. Это, вобщем-то, тоже не очень хорошо, так как перекрываются некоторые сосуды. Чтобы убрать такой угол, достаточно поднять повыше гриф. Но вполне можно играть и так.

    Теперь про остальные пальцы. Вот так они должны располагаться на грифе — рядом с порожком (некоторые учат зажимать струну по середине лада и это ошибочно, ибо таким образом повышается вероятность испортить звук), смотрят в гриф (так у них появляется больше силы в нажатии на струну):

    Чтобы поставить свою левую руку на место, можно играть гаммы и всяческие вариации упражнения «Паучок» с одним условием — все пальцы как можно дольше остаются на струнах, желательно, до перехода на следующую струну их все держать. Вот в паучке должно получится что-то похожее на то, что у меня на фото, только на каждой струне. Если кто не знает, как выглядят гаммы и паучок, и ему лень гуглить, то выложу табы в комментарии, а то это довольно обширная тема, стоящая отдельного поста.

    Основные моменты, связанные с положением левой руки мы разобрали. Теперь переходим к правой руке.

    Самая распространенная ошибка в положении правой руки выглядит следующим образом (рука прижимается к гитарному корпусу):

    Почему так делать не желательно? Да все просто — уменьшается подвижность правой руки. Фиксируя ее в этом положении, вы чрезмерно напрягаете руку (а расслабленную руку нельзя прилепить к корпусу без помощи супер-клея), лишаете ее маневренности. И если в случае с электрогитарой это еще можно пережить, то с акустикой я советую так не делать никогда. Когда вы играете на акустике, то неплохо было бы еще и менять тембр, переводя руку от подставки к розетке для более мягкого звука, и обратно — для более резкого, в зависимости от того, что вы играете. Когда вы лепите руку к корпусу, то легко и быстро сдвинуть ее с места не получится. Кроме того, подвижность пальцев тоже сильно снижается от такого положения руки. Более рациональным будет вот такое положение:

    То есть просто положить расслабленную руку на гитарный корпус так, чтобы точка соприкосновения гитары и руки была одна и небольшая. И эта точка находится где-то на второй половине локтя (для тех, кто не знает — это расстояние от кисти до локтевого сустава, а не только сам сустав). Сильно локоть задирать не надо — создается лишнее напряжение, и гитару подмышку совать тоже не надо.

    Теперь немного про пальцевую игру правой рукой.

    Пальцы правой руки срываются в кулак и постоянно чередуются. Не рекомендую играть несколько нот подряд одним и тем же пальцем — так и пальцы устанут быстрее, и при скоростной игре удобнее пальцы чередовать. Так что развивайте в себе привычку постоянно чередовать пальцы.

    Большой палец при игре должен приходить на указательный, образовывая с ним эдакий крестик. Выглядеть это должно примерно вот так:

    Также большой палец должен быть прямым, а не согнутым, и находится впереди всех остальных. Движение большого пальца происходит от себя, а не вниз, собираясь в щипоточку со всей пятерней — так вы рискуете позадевать все струны.

    Ну и если вы играете классические аккорды (то есть от трех струн за раз несколькими пальцами), то перед тем, как сыграть аккорд, пальцы должны находится как можно ближе друг к другу (иначе сложно добиться одновременного звучания нескольких струн), а в конечном итоге, после того, как аккорд был сыгран, собраться в кулак с большим пальцем сверху.

    На этом я, пожалуй, закончу. Искренне прошу прощения за возможные ошибки и несвязность в тексте. Чукча не писатель. Еще стоит отметить, что я не являюсь противником самостоятельного обучения игре на гитаре (да и вообще чего-либо самостоятельного), но при таком подходе стоит учиться фильтровать информацию и не доверяться только одному источнику.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector