Как правильно уложить спинакер в кису

Как правильно уложить спинакер в кису

Спинакер — это специальный дополнительный парус, используемый для увеличения движущей силы в основном при плавании полными курсами. Прообразом спинакера были легкие вспомогательные паруса, которые ставили на судах с прямым вооружением в легкий ветер. Вначале спинакер использовали только при плавании полными курсами; современная конструкция паруса позволяет применять его и на курсах до полного бейдевинда. Созданию такой конструкции спинакера способствовало развитие техники раскроя и пошива парусов. Спинакер, в отличие от других парусов, крепят к рангоуту и такелажу только углами, а шкаторины паруса оставляют свободными. Спинакер принимает свою форму только при наличии ветра,и для его правильного подъема и настройки необходимы соответствующие навыки и умение.

Существует множество различных типов спинакеров, систем его хранения, подъема и спуска — от импровизированных систем на старых яхтах до сложных парашютных систем на гоночных швертботах. Эти системы включают в себя средства, обеспечивающие быстрые подъем и спуск спинакера, минимальную возможность его зацепления, ровную укладку без перекручивания, готовность к новому подъему. Обычно тип используемой системы определяет конструкция яхты. Самые современные швертботы приспособлены для подъема спинакера и оборудованы карманной или парашютной системой укладки. Каждая из этих систем дает возможность экипажу эффективно работать со спинакером.

Обращение со спинакером требует умения и от рулевого, и от матроса. Только скоординированные действия обоих обеспечат эффективное управление спинакером. Распределение обязанностей между рулевым и матросом варьируется в зависимости от конструкции швертбота и систем, которыми она оснащена, но рулевой в основном отвечает за оборудование на корме, а матрос — на носу. Учиться работать со спинакером лучше всего под руководством опытного яхтсмена, тогда можно избежать ошибок, вызывающих поломку или потерю оборудования. Необходимо всегда помнить, что спинакер после подъема развивает сильную тягу и может легко стать неуправляемым.

Спинакеры изготовляют из легкой нейлоновой парусной ткани, которая специально укреплена с целью повысить ее сопротивление на разрыв. Ткань обладает свойством вытягиваться, что используют при раскрое паруса. Форму паруса определяют характер покроя, расположение полотнищ и швов. Спинакеры имеют более полную форму, если они предназначены для плавания по ветру, и более плоскую форму — для плавания в галфвинд или полный бейдевинд.

Ткань для спинакера

Парусная ткань для спинакеров способна противостоять разрыву, слабо растягивается вдоль и поперек основы и значительно — по диагонали к нитям основы

Проектирование и изготовление парусов

Парусная мастерская

Санкт-Петербург, Уральская ул., д.2, БЦ «Смоленский»
8 (812) 643-14-86, +7 (921) 797-30-11

Постановка и настройка спинакера

Действия экипажа при подготовке спинакера к постановке и их наиболее эффективная последовательность могут различаться в зависимости от типа яхты, численности и квалификации экипажа и погодных условий. Основные шаги и их последовательность таковы:

  1. Закрепить кису с парусом. На яхтах менее 30 футов она может крепиться к носовому релингу. На больших яхтах (и малых, если хорошо дует) кису цепляют за погон (стаксель шкотов) или к середине палубы между мачтой и штагом. Убедитесь, что фаловый и оба шкотовых угла – вне кисы.
  2. Положите спинакер-гик так, чтобы его внешний нок находился с (будущего) наветренного борта яхты после постановки спинакера.
  3. Проведите брас через внешний нок спинакер-гика и затем присоедините его к спинакеру.
  4. Прикрепите к парусу шкот. Проверьте дважды, чтобы убедиться, что он не перехлестнулся со страховочными линями.
  5. Прикрепите спинакер-гика к мачте, и поднимите его внутренний нок на нужную высоту.
  6. Прикрепите топенант и оттяжку спинакер-гика, и поднимите спинакер-гик под прямым углом к мачте.
  7. Прикрепите спинакер-фал.

В гонках при сильном крене важно, чтобы баковый располагался с наветра при подготовке спинакера. Для этого он может разделить приведенную выше последовательность действий на две части и производить их на разных галсах. Например, при огибании верхнего знака левым бортом, баковый должен закрепить кису со спинакером на последнем до знака левом галсе. При этом он может закрепить кису и присоединить шкот и брас, находясь на наветренном борту. При смене галса он может подготовить спинакер-гик, опять же находясь на наветренном борту. Если он должен работать с такелажем на носу, он должен планировать свои действия заранее с тем, чтобы проводить на носу как можно меньше времени, то есть, если он должен провести шкот вокруг штага, то в кокпите должны проверить, что концы не перехлестнуты и шкот пойдет свободно, когда баковый его потянет. Вес на носу, независимо от его величины, меняет центровку яхты.

ПОСТАНОВКА

Последовательность самого подъема паруса зависит от того, ставится ли спинакер свободным или обжатым резиновыми кольцами. В любом случае не выбирайте шкот полностью, пока фал не будет выбран и закреплен.

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВОБОДНОГО СПИНАКЕРА

  1. Подобрать спинакер-брас, чтобы галсовый угол спинакера дошел до карабина спинакер-гика, спинакер-гик находится рядом со штагом.
  2. Подобрать спинакер-шкот, чтобы шкотовый угол оказался чуть позади ванты.
  3. Поднять спинакер полностью, затем срубить стаксель.
  4. Настроить спинакер в соответствии с ветром.

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗАСТОПОРЕННОГО СПИНАКЕРА

Стопорение спинакера резиновыми кольцами иногда используется для постановки паруса в свежий ветер. Резиновые кольца удерживают парус под контролем и разрываются, когда экипаж добирает шкот.

  1. Подобрать спинакер-брас, чтобы галсовый угол спинакера дошел до карабина спинакер-гика, спинакер-гик находится рядом со штагом.
  2. Подобрать спинакер-шкот, чтобы шкотовый угол оказался чуть позади ванты.
  3. Поднять спинакер полностью.
  4. Добрать шкот, чтобы разорвать стопорные кольца.
  5. Настроить шкот и брас в соответствии с ветром, начиная с браса.
  6. Срубить стаксель.

НАСТРОЙКА СПИНАКЕРА

Способы поддержания надлежащей настройки спинакера ограничены; они включают контроль положения шкота и контроль положения спинакер-гика. Спинакер-гик можно двигать вперед-назад и вверх-вниз. Шкот можно подобрать или потравить. Обычно шкот проводится на подветренный планширь в корму, но положение шкота может также быть изменено при помощи оттяжки спинакер-шкота (таль, который изменяет угол проводки шкота). Передняя проводка рекомендуется только на фордевинде в сильный ветер, чтобы помочь стабилизировать спинакер.

Спинакер – универсальный парус, который может использоваться при (вымпельных) курсах от примерно 60 до 180 градусов. Оптимальные курсы определяются силой ветра. В более сильный ветер вы не сможете нести спинакер на острых курсах, потому что на них ваша яхта будет перегружена спинакером. Если ветер слабый, скорость на самых полных курсах будет слишком мала.

На переднем интервале этого диапазона, от 60 до 130 градусов, ветер будет обтекать спинакер, как косой парус – от передней до задней шкаторины. (При этом применимы правила, используемые при настройке генуи). Примерно на 130 градусах ветер начинает дуть прямо в парус – спинакер работает как прямой парус, с отрывом потока. Принципы настройки при этом меняются.

НАСТРОЙКА НА БОКОВОЙ ВЕТЕР

Когда ветер обтекает спинакер от передней до задней шкаторины, применяют настройку на боковой ветер. Если (вымпельный) ветер острый, спинакер-гик должен быть близко к штагу. “Близко” означает как можно ближе к штагу, но без касания. Если спинакер-гик трется о штаг, можно повредить спинакер-гик, рангоут, или и то, и другое. Продольное положение контролируется брасом. Шкот должен быть подобран ровно настолько, чтобы не давать парусу опасть. Настройка должна постоянно проверяться потравливанием шкота до тех пор, пока передняя шкаторина не начинает заполаскивать, затем шкот подбирают снова, когда заполаскивание становится чрезмерным.

Поместите колдунчики на боковые шкаторины спинакера на половине высоты между фаловым и шкотовыми углами. На боковых курсах работайте с колдунчиками, как на стакселе. Сохраняйте наветренный и подветренный колдунчики направленными прямо в корму. Когда оба направлены в корму, передняя шкаторина спинакера будет слегка заполаскивать – это нормально. Небольшое заполаскивание соответствует хорошей скорости.

Высота спинакер-гика регулируется топенантом и оттяжкой спинакер-гика. Галсовый угол паруса сам установится на некоторой высоте, соответствующей силе ветра и курсу. Обычно рекомендуется, чтобы высота спинакер-гика была скорректирована в соответствии с высотой, на которой расположился галсовый угол. При этом максимум пуза будет примерно в центре паруса, где ему и следует быть. Если спинакер-гик слегка ниже, чем галсовый угол, парус станет асимметричным, с пузом, смещенным слегка вперед от центра. Такая асимметричная настройка предпочтительнее на полном бейдевинде. Размещение спинакер-гика выше шкотового угла смещает пузо под ветер от середины паруса. Но это всегда замедляет ход: никогда не ставьте спинакер-гик выше галсового угла.

При несении спинакера топенант, оттяжка и брас должны быть достаточно хорошо набиты, чтобы жестко удерживать внешний нок спинакер-гика в нужной позиции. Когда сделаны все остальные настройки, коренной нок спинакер-гика должен быть сдвинут вверх или вниз по рельсу, чтобы спинакер-гик стоял перпендикулярно мачте. Запомните, что подстройка коренного нока – наименее важный элемент настройки. Если его положение отличается от нужного не на футы, а на дюймы – не тратьте впустую на него время, пока все остальное не установлено правильно.

Читать еще:  Как правильно уложить профлист на крышу

По мере отхода ветра в корму шкот травят, подбирая одновременно спинакер-гик в корму. При правильном продольном положении спинакер-гика форма поперечного сечения паруса должна быть одинаковой по всей его высоте, а передняя шкаторина паруса поднимается вертикально вверх от нока спинакер-гика. Если спинакер-гик слишком смещен вперед, пузо в нижней части паруса будет слишком велико, а передняя шкаторина будет сходить с нока под углом, отклоняясь от вертикали наветер. Если спинакер-гик стоит слишком далеко в корму, нижняя шкаторина паруса будет слишком плоская, а передняя шкаторина будет сходить с нока под углом, отклоняясь от вертикали подветер.

ПОПУТНАЯ НАСТРОЙКА

При попутном ветре, дующем прямо в парус, желательно подставить ему как можно большую площадь, с учетом некоторых ограничений. Спинакер-гик следует держать как можно ближе к корме, не допуская при этом, чтобы нижняя шкаторина паруса стала бы слишком плоской, и следя, чтобы передняя шкаторина шла от нока гика вертикально вверх.

На фордевинде при хорошем дутье (не следует ходить в фордевинд при ветре менее 14 узлов), шкотовый угол может стремиться подняться выше, чем надо. Если нижняя шкаторина поднимается слишком высоко, вы теряете эффективную площадь паруса (уменьшается его проекция на нормальную (перпендикуляную) к ветру плоскость). Поэтому следует сдвинуть проводку спинакер-шкота вперед, чтобы оттянуть шкотовый угол вниз. При этом вам не придется поднимать спинакер-гик слишком высоко.

Даже у паруса, расположенного поперек ветра, подветренная сторона обтекается потоком воздуха, который создает дополнительную аэродинамическую силу, увеличивающую нормальную силу ветра. Этот поток наблюдается по сторонам паруса, перемещаясь от обеих боковых шкаторин вдоль небольшого расстояния по направлению к центру паруса. Более плоский парус дает большую проекцию, но ухудшает обтекание подветренной стороны. Более полный парус дает меньшую проекцию площади, но улучшает подветренный поток. Подобное же обтекание наблюдается вокруг верхней части паруса и от нижней шкаторины к центру. Топовый поток распространяется вдоль большего расстояния и создает большую тягу, чем потоки боковые. Если нижняя шкаторина паруса притянута слишком низко, этот верхний поток сокращается; если недостаточно низко – теряется слишком много проецируемой площади.

Оптимальная настройка на фордевинде является результатом баланса между дополнительной тягой от аэродинамических сил, возникающих вдоль шкаторин при более пузатой настройке, и большей полезной проекцией площади паруса, получаемой при более плоской настройке. Обычно, лучшие результаты получаются на более плоской границе этого диапазона, но помните, что очень легко сделать парус слишком плоским, или опустить нижнюю шкаторину слишком низко. Так что единственный способ найти наилучшую форму состоит в экспериментировании с контролем скорости на лаге.

Перевод статьи из Парусной энциклопедии от UK Sailmakers

Попутный ветер легко надувает яркий треугольный кусок парусины, и яхта несется по воде, навстречу приключениям. Спинакер! Этим романтичным английским словом назвали большой и красивый парус, использующийся в яхтинге. А на жаргоне яхтсменов он называется «спинч».

Это дополнительный парус, имеющий выпуклую форму. Принцип его работы схож с раскрытым парашютом, все это благодаря большой площади и высокой парусности. Он используется, когда яхта идет полным курсом (от галфвинда до фордевинда). Его главная задача – ускорить движение судна.

Чтобы успешно управлять спинакером – нужна хорошая морская практика. Этот парус отличается «строптивым» характером, и не каждому яхтсмену дано с ним совладать.

Парус из девятнадцатого века

Сколько существует человечество – столько времени изобретаются новые виды парусов. История спинакера начинается во второй половине девятнадцатого века, а точнее – в 1865 году. Изначально он создавался как дополнительный парус, поднимающийся на судне при попутном ветре. Быстро стал популярным у мореходов как очень эффективный в использовании.

В 1936 году парус получил симметричную форму, 1950 год ознаменовался горизонтальной формой раскроя ткани (автор идеи Тэд Худ), парус 1969 года получил «звёздный» крой изобретённый Брюсом Бэнксом. В конце двадцатого века развивался парусный спорт и производилось много экспериментов, призванных улучшить аэродинамические качества паруса.

За полтора века крой и форма существенно изменялись, но в наше время спинакер опять делают асимметричным.

Современная жизнь большого паруса

Основная особенность спинакера – большая площадь и глубокий профиль. Парус бывает симметричным или асимметричным.

Парус имеет такие виды покроя:

Асимметричный спинакер отличается геометрией покроя. Он имеет шкаторины разного размера (переднюю и заднюю) и обозначенный галсовый угол. У асимметричных парусов много подвидов. Всех их объединяет геометрия кроя, а различаются они формами поперечных сечений, аэродинамическими качествами, величиной.

Особенности управления спинакером

Управлять спинакером трудно, но очень интересно. Советы яхтсменам включают в себя подробные инструкции по поднятию, спуску и управлению парусом, а люди, овладевшие мастерством управления спинакером, считаются опытными спортсменами.

Все начинается с правильной укладки паруса. Для этого используют особый мешок – кису. Если нет мешка, то можно аккуратно сложить все в обычное пластиковое ведро или в большую коробку на баке яхты. Главное – правильно сложить парус и не перепутать концы, на «свободе» должны остаться нижние углы и верхний фаловый угол. Потом все три конца аккуратно укладываются сверху, к ним крепятся фал, шкот и брас. Правильно сложенный спинакер ставится очень быстро, а если перепутать концы парус просто скрутится.

Установка паруса начинается после команды рулевого «Ставь спинакер». Ответственный за установку резко выбирает и закрепляет фал, пропуская руками парусину. Тут главное не дать ему быстро наполниться ветром и «нырнуть» в море. Параллельно необходимо аккуратно расправлять боковые шкаторины. После того как выбран фал нужно подобрать спинакер-гика-топенант, закрепить наветренный угол при помощи спинакер-гика в вертикальном положении и закрепить оттяжку. Последний этап – нужно выбрать шкот и брас. После этой процедуры спинакер заполняет ветер, и яхта мчится на приличной скорости.

Устанавливая спинакер и управляя им с бака судна, необходимо строго соблюдать технику безопасности. Требуется наличие спасательного жилета и страховочного конца. Управлять парусом надо так, чтобы его не покидал ветер. Это достигается при помощи регулировки спинакер-реи и браса. Нижние углы паруса должны находиться на одном уровне. Ошибки в управлении спинакером могут привести к потере управляемости и крену яхты.

Процесс сворачивания паруса не менее ответственный, чем его установка. Особенно нелегко свернуть спинакер во время сильного ветра. Первая задача – обезветрить парус, закрыв его гротом. Обвисший спинакер быстро сворачивают, убирают в кису или в другое место хранения.

Иногда спинакер заменяют парусом, называющимся «геннакер». Он является симбиозом спинакера и генуи. Отличается способом крепления (галсовый угол крепится к бушприту) и настраивается как генуя. Но при попутном ветре работает как спинакер.

Спинакер вдохновляет архитекторов

Красивый парус вдохновил архитекторов на создание строений, напоминающих его форму. Например, в 1999 году в Арабских Эмиратах воплотили смелый проект построив прямо в море пятизвездочный отель Бурдж аль-Араб. Огромное здание спроектировано в виде закрепленного на мачте развернутого спинакера.

Еще одно подобное строение является символом Портсмута (Великобритания). Башню, высотой в 170 метров, хорошо видно со стороны моря. Небоскреб, именуемый Spinnaker Tower, весьма условно похож на парус, но в нем можно разглядеть контуры спинакера.

Спинакер – это самый большой, привлекающий внимание парус. Иногда яхтсмены делают из него большую рекламную площадку. Кстати, эта услуга пользуется популярностью у рекламодателей.

Может пришло время развернуть яркий спинакер и отправиться в захватывающее дух путешествие под парусами?

Спинакер – парус, который помогает яхтсменам, тем кто участвует в парусных гонках, развивать большую скорость, используются как дополнительные. Нельзя что бы парус “оставался без ветра”, в этом одна из главных сложностей, не простая задача постоянно следить и поправлять парус. Есть множество разновидностей спинакера, которые отличаются по крою и ткани, в данной статье мы рассмотрим основную информацию о таком парусе.

  • Управление спинакером

Управление спинакером, а также яхтой, при поднятом спинакере представляет определённую трудность, и является признаком мастерства яхтсмена.

Постановка спинакера осуществляется из парусного мешка — кисы́ или специально выделенного под парус пространства, расположенного на баке лодки. Фал и брасы закрепляют на соответствующих углах паруса, устанавливают спинакер-рей. Резко выбирают фал, контролируя положение шкотовых углов с помощью браса и реи, заставляют спинакер раскрыться и наполниться ветром. Неправильное подсоединение брасов к шкотовым углам при подъёме ведёт к скручиванию спинакера.

  • Основные элементы управления.

Управление спинакером заключается в том, чтобы парус не обезветривался. Управление осуществляется регулировкой положения спинакер-рея и брасов. Оптимальным положением является расположение двух нижних углов спинакера на одном уровне, при максимальном выносе наветреннего браса. Неправильная работа со спинакером или тяжелые погодные условия могут привести яхту к брочингу.

Читать еще:  Как правильно уложить тротуарную плитку своими руками

Снятие спинакера не всегда является простой процедурой, особенно при сильном ветре. Основным правилом при снятии спинакера является его обезветривание, для этого, например, парус прикрывают гротом. Обезветренный спинакер обвисает, и в этом случае возможна его быстрая уборка в штатное место, и по необходимости правильная укладка в кису.

По виду покроя спинакеры различают:

  • с радиальным покроем
  • с горизонтальным покроем
  • со смешанным радиально-горизонтальным покроем
  • со звёздным покроем
  • с три-радиальным покроем

Спинакерами укомплектовываются многие яхты, особенно гоночные крейсерские. Их использование на парусных регатах украшает соревнования и придает им зрелищности, поскольку это красивый, большой и привлекающий взгляды зрителей парус. Недаром именно на нем обычно размещают рекламные материалы.

Спинакер где устанавливают?

Этот легкий парус дает хороший эффект на полных курсах от фордевинда до галфвинда. При выходе из мест стоянки обычно используют только основные паруса — грот и стаксель. Спинакер же ставят в большинстве случаев на ходу яхты для достижения максимальной скорости при переходе с острого на полный курс или уже при следовании полным курсом. Площадь этого паруса сравнима или превышает обмерную площадь штатных парусов яхты. Поэтому и благодаря жестким условиям его постановки на полном ходу постановка спинакера – дело рискованное. Недаром матрос, участвующий в данном процессе, должен быть одет в спасательный жилет и быть обвязан страховочным концом.

Подготовка спинакера к постановке

Для успешной постановки спинакера необходимо тщательно подготовить его путем укладки специальным образом в заранее приготовленный жесткий мешок из непромокаемой ткани, приспособленный пакет-короб или пластиковое ведро. Существует два основных способа укладки. При первом способе ее начинают с середины нижней части паруса таким образом, чтобы из упаковки торчали сначала нижние его углы, а сверху его фаловый угол. Матрос, устанавливающий спинакер, должен не ошибиться при разборке углов и правильно заложить фал и брасы.

Правильно уложенный в упаковку парус спинакер ставится легко и без задержек. При втором способе разложенный спинакер постепенно собирают к центральному шву аккуратными вертикальными складками в длинную колбаску, которую потом укладывают змейкой в пакет по размеру упаковки. Этот пакет укладывают в мешок, оставляя торчащими два нижних угла и сверху один верхний угол. Лучше перевязать пакет тонкой, но прочной ниткой, под которую закладывают линь. После подъема спинакера в свернутом виде за фаловый угол тянут за линь, он разрывает нитку – и парус раскрывается, наполняясь ветром.

Другой способ

Есть и более удобный способ установить спинакер. Где устанавливают его в этом варианте? Ответ: от вант. Для килевых яхт спинакер ставят у подветренных вант, для швертботов — в пространстве между наветренными вантами и мачтой. При этом наличие матроса на баке требуется только для установки спинакер-гика. Да и эту операцию часто можно выполнить заранее. Удобство при этом способе заключается в том, что раннему раскрыванию дополнительного паруса препятствует прикрывающий его грот.

Хождение под спинакером

Невозможно до конца выяснить вопрос, что такое спинакер на яхте, без уяснения, как его носить. А это довольно сложная задача. Необходимо постоянно регулировать шкот и брас этого паруса, то выбирая, то потравливая их, чтобы он был наполнен ветром. Следуя курсом фордевинд, необходимо как можно сильнее травить шкот и выбирать брас так, чтобы спинакер-гик был направлен практически по одной линии с направлением грота-гика. В таком положении спинакер выходит из-за грота и лучше работает. Признаком хорошей работы паруса является то, что он уходит далеко вперед и становится пузатым. В таком положении яхта набирает хорошую скорость.

Признаком того, что выбирать брас больше нельзя, является заваливание наветренной шкаторины спинакера и ухудшение его пузатости. С другой стороны, если перебран шкот, то подветренный край паруса слишком близко подходит к гроту, стекающий с него воздух мешает работе грота, который заполаскивается, что вынуждает подбирать гика-шкот. В результате скорость яхты снижается.

Смена галса

Когда ветер слабый, спинакер на курсе фордевинд может не заполняться ветром и не стоять. В этих случаях желательно поменять галс. Если и это не заставляет парус работать, то следует взять курс бакштаг. Путь яхты удлиняется, но выигрыш возможен за счет увеличения скорости яхты, поскольку на этом курсе спинакер меньше загораживается гротом и работает даже на слабом ветре. На курсе бакштаг регулировкой браса и шкота устанавливают спинакер-гик в положение, промежуточное между наветренным вантом и штагом. Смену галса при несении спинакера проводят методом фордевинд.

При этом необходимы четкие согласованные действия почти всей команды – рулевого и матросов, управляющих спинакером и гротом. В этом случае удается сменить галс без рывков, не теряя наполненности ветром спинакера и, следовательно, без потери скорости. Но такой результат достижим только путем многократных тренировок членов команды под руководством опытного шкипера. Смену галса оверштаг при несении спинакера не производят.

Снятие спинакера

При необходимости поменять курс круче бакштаг, а это при проведении соревнований бывает часто, приходится спинакер убирать. Это непростая операция, особенно при сильном ветре. Парус убирают прямо в кокпит, быстро потравливая спинакер-фал, при этом один матрос со средствами страховки должен убирать мякоть паруса, не давая ему вновь наполниться ветром. Если матрос не будет поспевать за скоростью протравливания фала, то парус упадет в воду. При этом возможен его порыв, или он утонет. Поднятие паруса на палубу необходимо выполнять только за один угол и быстро. Иначе он будет действовать как плавучий якорь и скорость яхты упадет.

Разновидности спинакеров

В яхтенной практике встречается много различных типов этого паруса, отличающихся формой, покроем, площадью и другими признаками. Для одной и той же яхты используют разные спинакеры при разной силе ветра. При слабом ветре применяют наиболее пузатый парус с большой площадью. В штормовую погоду можно использовать специальный штормовой спинакер, наиболее плоский и наименьший по площади. Так же более плоский и меньшего размера парус применяют на курсах галфвинд, поскольку в этом случае обычный спинакер мешает работе грота и тормозит, цепляя нижней шкаториной за волны.

Похожий парус

Наряду с означенным на яхтах применяют и другие дополнительные паруса. Похожими по назначению являются генакер и спинакер. Генакер – это парус несимметричной формы, средний по размеру между парусами генуя и спинакер. Кстати, название «генакер» и произошло от сочетания этих двух слов. По сравнению со спинакером генакер имеет ряд преимуществ.

  • Во-первых, он приводит к меньшему крену яхты при той же тяге (кроме курса фордевинд).
  • Во-вторых, при несении генакера существенно легче и безопаснее управлять яхтой в критических ситуациях и на поворотах.
  • В-третьих, этот парус можно использовать в более широком спектре курсов, чем спинакер. Недостатком является то, что при использовании генакера при слабом ветре на курсе фордевинд лодка идет хуже, чем под спинакером.

Брасы и спинакер

Ситуация, при которой спинакер беспомощным флюгером развевается на фале, а выхлестнувшиеся брасы трепещут вне досягаемости за бортом, хоть и редко, но случается, особенно в сильный ветер. Забыли завязать «восьмерки», нечетко сработал шкотовый… Вернуть парус на бак и сохранить его невредимым в подобной ситуации бывает чрезвычайно сложно. А между тем неприятностей можно избежать, если сделать брасы из одного троса — неразрезанными. Такой «круговой» брас никогда не выхлестывается, даже если снасть вырвет из рук, упрощается смена спинакера на остром курсе.

Швартовное устройство

Кстати, при смене спинакера этой работой у нас занимаются трое. Матрос в рубке готовит заранее уложенный в кису спинакер: три угла паруса, помеченные надписями «фал», «правый», «левый», торчат из кисы. Этим гарантируется, что регистрационный номер на парусе окажется на его наружной стороне. Кису предварительно привязываем штертом за педаль помпы, стойку камбуза и т. п., чтобы она не улетела при постановке. Второй матрос берет в руки брас и шкот (брасоловку нужно временно отстегнуть), снимает со стопоров. Рулевой в одну руку берет спинакер-фал, расправляет бухту. Первый матрос, высовываясь наполовину из люка, берет в одну руку спинакер-шкот на участке от шкотового угла до обводной кипы на фальшборте, другой — открывает эксцентриковый стопор спинакер-фала.

По команде рулевого шкотовый быстро отпускает брас, первый матрос за шкот затягивает обезветренный спинакер под грота-гиком к себе в рубку, рулевой вытравливает (не бросает!) фал, пока весь парус и три конца — брасы и фал не будут в рубке. Теперь перестегивают карабины на приготовленный спинакер и вновь выбирают фал. Шкотовый наполняет парус ветром, работая на брасах.

Стопорный двухшкивный блок гика-шкота

После нескольких тренировок сменить спинакер таким методом нетрудно даже вдвоем. Мы неоднократно убеждались в том, что привычка задирать весь спинакер как можно выше или делать то же самое с ноком спинакер-гика ничем не оправдана. Таким образом можно «уменьшить водоизмещение» (по Э. Твайнэйму) легкого гоночного швертбота, но никак не крейсерской яхты. Попытки закрепить обводные блоки брасов в самом широком месте яхты или только на корме можно признать теоретически верными лишь для идеально скроенного паруса и определенного курса относительно ветра.

Читать еще:  Правильно уложить террасную доску видео

На своей яхте мы крепим обводные стопорные блоки брасов в районе стойки кормового релинга, а еще одну пару простых обводных блоков с карабином или скобой переставляем по перфорации фальшборта в зависимости от курса и паруса (на «РТ» — три спинакера — два радиально-горизонтального покроя и один штормовой, три-радиальный). Немного поэкспериментировав с каждым из спинакеров на разных курсах относительно ветра, нетрудно найти места для установки обводных блоков и даже пометить их. Впрочем, паруса вытягиваются со временем и положение меток изменится.

Спинакер в яхтинге. Установка.

В предыдущей статье мы познакомились с различными видами спинакеров и способами их укладки. Подошло время поднимать и устанавливать его. Но как всегда в яхтинге, предварительно необходимо подготовиться к установке. Если конечно не хотите вылавливать спинакер из моря или порвать его о такелаж. Причем после подготовки стоит еще раз все тщательно проверить и обговорить с экипажем последовательность действий. При слаженной работе экипажа спинакер устанавливается легко и просто. Помните, времени на исправление ошибок не будет. В конце статьи небольшой ролик о том к чему приводит поспешность при управлении спинакером. Как уже упоминалось, существует два способа постановки спинакера от штага и от вант. Последовательность действий у них похожа, отличаются только местом установки и крепления кисы с парусом. У каждого способа есть плюсы и минусы. Подробно мы их рассматривать не будем. Имейте только в виду, установка от вант удобнее тем , что раннему раскрытию паруса препятствует прикрывающий его грот , но существует повышенная вероятность запутать его о такелаж. Итак приступим.

Закрепите кису с парусом на леере в носовой части подветренного борта (1).

В корме проведите шкот снаружи под леера и через блок заведите на лебедку (2).

Проведите шкот перед вантами (3), перед шкотом генуи и прикрепите к шкотовому углу спинакера (4).

Брас проводится также, проходит через «клюв» спинакер-гика (5), перед форштагом, и крепится к наветренному шкотовому углу (6)

Прикрепите фал к фаловому углу паруса (7). Убедитесь, что фал не перехлестывает форштаг!

Подъем спинакера на полных курсах.

Безопаснее всего в яхтинге поднимать и снимать спинакер на подветренной стороне генуи. Если генуя снята, то перед подъемом паруса необходимо выбрать наветренный шкотовый угол (А) вплотную к ноку спинакер-гика .

— Установите спинакер-гик на необходимой высоте и набейте оттяжку.
— Поднимите парус, максимально быстро выбирая фал.
— Выберите брас, подтянув шкотовый угол вплотную к спинакер-гику, пока он не окажется в правильном положении.

— Выбирайте шкот, пока парус не наполнится.
— Снимите геную. Если ветер с траверза, парус не будет наполняться, пока генуя не снята.

Подъем спинакера в галфвинд.

Установите спинакер-гик под углом 15° к ДП и немного ниже, чем на полном курсе. Набейте оттяжку. Далее действуйте, как указано выше.

Основные правила:
-Тщательно уложите спинакер! Взявшись за фаловый угол, сворачивайте шкаторины, пока не дойдете до шкотовых углов, помеченных, обычно, красным и зеленым цветом. Уложите парус в кису, держа фаловый и шкотовые углы вместе. Лучше делать это вдвоем.

-Надежно прикрепите кису к леерам.
-Дважды проверьте правильность проводки шкота, браса и фала.
-Установите спинакер-гик на правильную высоту и угол.
-Выберите брас, чтобы шкотовый угол был вплотную к спинакер-гику. Это не обязательно, если парус поднимают на подветренной стороне генуи.

-Проверьте, что оттяжка набита и спинакер-гик не поднимется вверх при наполнении паруса.
-Обязательно накиньте одним шлагом шкот, брас и фал на лебедки. Тогда справитесь с парусом, даже если он наполнится рывком.
-На полных курсах, кроме слабых и сильных ветров, немного потравите фал, чтобы отодвинуть парус от грота .

При направлении вымпельного ветра — 120-180°, спинакер-гик устанавливают, как правило, под углом 90° к ветру. Если вымпельный ветер с траверза (галфвинд), необходимо сгладить парус и открыть подветренную шкаторину. Для этого надо опустить спинакер-гик и отвести его немного в корму, выбрав брас. В этом случае угол между вымпельным ветром и спинакер-гиком будет меньше 90°.

Один из способов в яхтинге найти правильную высоту спинакер-гика — контроль наветренной (передней) шкаторины. Она колеблется, поскольку колеблется весь парус. Отрегулируйте высоту спинакер-гика по наибольшей длине одновременного изгиба передней шкаторины. Если изгиб возникает в верхней части шкаторины, поднимите спинакер-гик, если в нижней части, опустите его.

Другой способ: на бакштаге установите шкотовые углы на одинаковую высоту от палубы. Если ветер слабеет, и подветренный шкотовый угол провисает, опустите спинакер-гик. На галфвинде наиболее важным будет положение пуза паруса поэтому чаще всего наветренный шкотовый угол будет ниже, чем подветренный шкотовый угол.

Глубина в верхней части спинакера.

Глубина спинакера зависит, прежде всего, от раскроя его полос, выполненного изготовителем. В верхней части паруса глубину можно изменять, управляя положением шкотовых углов по высоте. Если углы поднять, задняя и передняя шкаторины откроются, плечи (верхние части шкаторин) расправятся врозь. Это уплостит верхнюю часть паруса. Если шкотовые углы опустить — шкаторины натянутся и сблизятся друг с другом. Таким образом:

-Спинакер гик выше: «пузо» в верхней части паруса меньше.
-Спинакер гик ниже: «пузо» в верхней части паруса больше .

Глубина в нижней части спинакера.

Глубину в нижней части спинакера можно изменять, перемещая точку проводки шкота (похожий способ применяется в яхтинге для шкотов генуи). Обычно точка проводки расположена в кормовой части лодки, но при использовании оттяжки Барбера, закрепленной позади вант, точка проводки шкота переместится вперед .

Со шкотом, проведенным в корму, парус будет более плоским, и подветренная шкаторина откроется. Кренящая сила уменьшится, так как воздушный поток будет обтекать парус с меньшим изгибом. Кроме этого, спинакер окажется дальше от грота, что сделает воздушный поток более благоприятным для обоих парусов.

При перемещении точки проводки вперед (используется оттяжка Барбера), шкот будет направлен ниже. Натяжение шкота увеличит глубину паруса и подветренная шкаторина закроется. Таким образом:

-Кормовая проводка шкота — парус в нижней части более плоский, подветренная шкаторина открыта.
-Передняя проводка шкота — парус в нижней части более глубокий, подветренная шкаторина закрыта.

Положение «пуза» спинакера.

Положением «пуза» спинакера управляет относительная высота шкотовых углов. Чаще всего шкотовые углы паруса выставляют на одинаковую высоту. Тем не менее, яхтенное правило, гласящее, что шкотовые углы должны быть на равной высоте, действительно не всегда. Иногда наветренный шкотовый угол опускают немного ниже, чем подветренный.

При ветре с траверза и ближе к бейдевинду необходимо переместить «пузо» вперед, опустив спинакер гик. Если его поднять, то положение «пуза» спинакера переместится назад . В сильный ветер с траверза обязательно нужно опустить спинакер-гик, чтобы положение «пуза» спинакера сместилось вперед и, таким образом, избежать брочинга. (Если есть опасность брочинга, ослабьте гика шкот и оттяжку гика, чтобы обезветрить вершину грота).

Полезные советы:

-Лучше всего поднимать и снимать спинакер на подветренной стороне генуи .
-На бакштаге и фордевинде (вымпельный ветер 120-180°) установите спинакер-гик под углом 90° к вымпельному ветру .
-Переместите его немного вперед, если угол вымпельного ветра становится меньше 120°.
-Спинакер-гик всегда должен устанавливаться перпендикулярно к мачте .
-Опустите его ниже при ослаблении ветра .
-В сильный ветер переместите точку проводки шкота вперед при помощи оттяжки Барбера .
-На бакштаге и фордевинде подветренный и наветренный шкотовые углы должны быть на одинаковой высоте от палубы .

Общие правила не всегда действительны в яхтинге! В очень сильный ветер, при возникновении опасности брочинга, гораздо важнее стабилизировать спинакер и, таким образом, лодку, чем заботиться о скорости. Вместо того, чтобы уплостить вершину паруса, подняв спинакер гик, необходимо опустить его, сдвинув «пузо» паруса вперед и открыв заднюю шкаторину.

Чтобы быть уверенным, что шкоты не перетянуты и парус работает максимально эффективно, необходимо постоянно работать шкотом, ослабляя его до появления изгиба наветренной (передней) шкаторины, затем выбирая шкот до момента исчезновения изгиба.

Экипажи круизных яхт почти никогда не работают со спинакером таким образом. Главная цель такого яхтинга — отдых. Поэтому проще всего немного перебрать шкот и «ехать» чуть медленнее, зато с полным комфортом. Но об управлении яхтой под спинакером в следующей статье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector