Правильно дать определение понятию

Правила определения понятий

Поскольку понятие — элементарная клетка логической мысли, то его правильное определение представляет собой одно из первых условий безошибочного рассуждения. И всякий разбор высказанных мыслей должен начинаться с определения входящих в них понятий. Существует несколько правил для задания определений, без соблюдения которых нельзя сделать мышление последовательным и определенным, а получаемые им выводы обоснованными.

1. Определение должно быть точным и ясным. Само по себе это требование достаточно банально. Нет наверно ни одной отрасли знания или области деятельности, где ясность и точность не были бы обязательными. Однако именно при образовании понятий нарушение этого правила дает себя знать непосредственнее и сильнее всего, потому что определение создает первокирпичики мышления. Несоблюдение этого правила может быть непреднамеренным, проистекающим просто из-за того, что не подумали над своими собственными словами или, может быть, вообще не придали значения определению, положившись на то, что смысл используемых понятий достаточно точно задан в контексте, то есть хорошо угадывается из общего хода изложения. Однако бывает (и не так уж редко), когда нарушение этого требования является умышленным. В политике и судебно-следственной практике это даже скорее заурядное явление. Иные лидеры сознательно прибегают к туманным, расплывчатым выражениям, когда дают обещания или рассказывают о своих целях, в результате чего невозможно понять, как увязать их слова с их делами, можно ли сделать вывод о том, что одно соответствует другому, или нет. Без точно сформулированных определений мысль не может быть логически правильной.

2. Определение должно быть соразмерным. Объемы определяющего и определяемого понятий должны быть одинаковыми. Ранее уже говорилось, что, когда у понятий один и тот же объем, но они задаются через разные признаки, то тогда такие понятия равнозначны. Совершенно очевидно, что определяющее и определяемое понятия должны быть именно таковыми. Только в этом случае знание об одном из них можно переносить на другое и при этом, с одной стороны, не произойдет переноса сделанных утверждений на лишние, не входящие в соответствующий объем, предметы, с другой стороны, и упущено ничего не будет.

Нарушение этого правила ведет к трем разновидностям ошибок. Одна из них — слишком узкое определение, когда объем определяющего понятия уже, чем определяемого. Возьмем такие выражения: «Верблюд — двугорбое животное» и «Хоботные — это слоны». На первый взгляд они кажутся правильными, но на деле верблюды бывают не только двугорбые, что же касается хоботных, то только современные хоботные исчерпываются семейством слонов, вообще же этот отряд животных включает в себя и другие семейства, например мастодонтов. Если бы мы рассматривали эти высказывания как определения, то, конечно же, пришли к ложным выводам: часть животных выпадет из рассмотрения и полученные обобщения, если бы мы стали их делать, оказались бы ограниченными.

Бывают также слишком широкие определения. В качестве примера можно указать такие: «Кража — это уголовно наказуемое преступление» и «Характер — это основа поведения человека». В них определяющие понятия являются более емкими, чем определяемые. К уголовно наказуемым деяниям относятся не только кражи. Чтобы отделить ее от остальных правонарушений, надо указать еще и на похищение имущества, причем, сделав оговорку о тайном похищении. Только тогда этот вид преступления не будет спутан, скажем, с разбоем или с ограблением. И точно так же основа поведения человека создается не только его характером, но и многим другим: мировоззрением, воспитанием, условиями жизни и т.п. В качестве характеристик приведенные высказывания возможны. Но они не могут служить определением в полном смысле этого слова. Нельзя с их помощью правильно квалифицировать преступления или дать верную оценку поведения человека.

Могут быть определения, слишком широкие в одном отношении и слишком узкие в другом. Например, предложение «Хвойное дерево — живой организм, произрастающий в тайге», содержит именно такую ошибку, если на него смотреть как на определение, поскольку в нем в качестве родового вместо растения указано более широкое понятие «живой организм». Тем самым целый ряд признаков, специфичных только для растений, отбрасывается. В то же время отнесение места произрастания хвойных деревьев только к тайге заузит определение.

3. Определение не должно быть тавтологичным (не должно образовывать круга). Тавтологичными являются всем известные бессодержательные выражения вроде «масло масляное». В них вместо объяснения или определения нужных нам явлений дается ничего не говорящая фраза, в которой просто повторяется то, что уже и без того известно или даже прямо выражено в названии.

Как отмечал в свое время Гегель, если на вопрос, что такое Бог, отвечают: Бог есть Бог, то каждый с этим соглашается, однако, тем не менее, совершенно очевидно, что этим ничего не сказано. При определении данное понятие надо выражать обязательно через другие, отличающиеся от него, точно так же, как при извлечении выводов надо получать содержательно новые высказывания, а не повторять прежние в новых выражениях.

Причем помимо прямых и явных тавтологий бывают и скрытые, так называемый логический круг. Он возникает тогда, когда определяющее понятие, хотя и отличается от определяемого, однако его задание само требует обращения к этому определяемому. Из-за этого, в конечном счете, все сводится к повторению одного и того же. Так, вращение определяют обычно как движение вокруг оси, а ось, в свою очередь, определяют как центр вращения. Получается: земля на ките, кит на воде, вода на земле.

Правда, у этого правила есть исключение. Оно относится к соотносительным понятиям (см. виды понятий). При их определении избежать логического круга невозможно. Попробуйте определить, что такое, скажем, верх. В обыденной жизни нам не приходится над этим задумываться, а коль понадобится, мы тут же можем указать пальцем, где он находится. Но при попытке выразить это понятие теоретически, то есть через другие понятия, сразу же обнаруживается, что у нас нет иного выхода, кроме указания на противоположность низу: верх есть то, что не есть низ. А низ, в свою очередь, тоже есть то, что не является верхом.

Соотносительных понятий, как уже отмечалось, довольно много: причина и следствие, материя и сознание, добро и зло и многое другое. Разъясняя трудности определения материи, Ленин подчеркивал: при формулировании этого понятия приходится ограничиваться указанием отношения между материей и сознанием, так как нет более широких понятий ни в сфере бытия, ни в сфере идеального. В итоге получается, что сознание есть свойство материи, а материя — то, что существует вне сознания.

4. Определение не должно быть отрицательным. В отрицательных определениях вместо задания признаков, составляющих содержание понятия, указывают, какой признак отсутствует. «Флейта — это не паровозный гудок» — как раз такое предложение; оно является, хотя и истинным, но никак не может рассматриваться определением, поскольку ни содержание, ни объем понятия «флейта» в нем не задаются. Формально говоря, если бы мы стали смотреть на такое высказывание как на определение, то оно оказалось бы слишком широким — в объем определяющего понятия входит абсолютно все, кроме паровозного гудка. Ограничиваясь отрицаниями относительно чего бы то ни было, можно дать верную характеристику предмету, но, как правило, содержание его полностью не раскрывается и не задается объем. Определение в строгом смысле этого слова таким путем не создается.

Читать еще:  Правильно заполнять форму р13001

Однако и у этого правила тоже бывают свои исключения. Скажем, понятия «невменяемый», «несовершеннолетний» являются отрицательными и по названию, и по содержанию: не несущий ответственности за свои поступки, не достигший определенного возраста. Причем с такими понятиями можно работать, совершать над ними логические операции, применять к ним логические законы точно так же, как и по отношению к понятиям, заданным через ближайший род и видовое отличие. Надо сказать, такие понятия имеются в разных науках и образуют целый устойчивый класс. Иногда их даже указывают среди видов понятий как их особую разновидность.

Отрицание признака может однозначно задать объем и содержание тогда, когда признак, который отрицается, является универсальным в своем роде, присущ всем предметам, о которых идет речь. В этом случае отсутствие данного признака становится примечательной особенностью, подобно тому, как выделяется белая ворона среди всех остальных ворон. Чаще всего отрицание играет роль характеристики: материя — нечто несотворимое и неуничтожимое; свобода слова — неотъемлемое право каждого гражданина в демократическом обществе. Но в некоторых случаях через отрицание задаются и фундаментальные научные понятия. Так, атом определяют как неделимую частицу химического вещества. Само собой разумеется, делимость присуща абсолютно всему; атом же отчетливо выделяется среди всего остального благодаря тому, что его раздробление ведет к исчезновению химических свойств у вещества, и в этом смысле он неделим. Отрицательным является и определение параллельных как непересекающихся прямых, лежащих в одной плоскости. И здесь тоже легко проводить только пересекающиеся линии. А для того, чтобы они легли параллельно друг другу, надо прибегнуть к специальным приемам. Так что отсутствие пересечения является признаком, выделяющим параллельные линии достаточно однозначно.

Учимся давать определения.

Деловая игра «Учимся давать определения».

Цель: учить точно и понятно излагать свои мысли, активизировать речевую

деятельность, используя разные методы.

I Теоретическая часть.

Верно, определяйте слова, и вы

освободите мир от половины недоразумений.

Первое направление работы. Суть определения.

Определение является одним из самых надежных способов, предохраняющих нас

от недоразумений в общении, исследовании, споре.

Определение решает задачи:

— отличить и отграничить предмет от всех иных;

— раскрыть его сущность.

Определения бывают явными, где признак предмета указывается непосредственно ясно и недвусмысленно, например: дом, солнце….

Описательные определение указывают на объекты, входящие в объем данного понятия, например: игрушки (обобщающие слова), чудеса…….

Вербальное или логическое определение понятия, через другие понятия, смысл и значение, например: корова – это крупное домашнее животное…….

Итак, задача определения проста – раскрыть содержание понятия, но способы, которыми она решается, разные. Чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приемами.

Описание. Описать объект – значит ответить на вопросы «Что это такое? Чем это отличается от других объектов?»

Характеристика. Этот прием предполагает перечисление некоторых внутренних свойств явления, предмета, а не только внешний его вид.

Разъяснение посредством примера. Используется тогда, когда легче привести примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Слон, велосипед, дерево.

Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним. Яблоко – помидор.

Ограничение и обобщение понятий. Ограничение — логическая операция постепенного перехода от родового понятия к видовому. Обобщение — обратная ограничению операция.

Загадки являются важным средством развития умений давать определения.

Второе направление работы. Учимся квалифицировать.

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Она устанавливает определенный порядок, разбивает объекты на группы, чтобы упорядочить их множество, сделать его обозримым. Придает нашему мышлению строгость и точность. Всякая классификация имеет цель, так как одна и также группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям. То, что важно и существенно с одной точки зрения, может совсем иначе выглядеть с другой. Оснований для деления можно найти множество, и, давая задания на классификацию, следует развивать у детей способность к такой важной операции, как комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

II Практическая часть.

Первое направление работы.

Игровое упражнение «Рассуждаем с юмором»

Цель: учить педагогов давать определения понятиям, воспитывать культуру мышления, развивать чувство юмора.

Тренинг по определению логических ошибок в оперировании понятиями.

Цель: учить опознавать и характеризовать логические ошибки в определении понятий.

Проблемная ситуация «Несущественные признаки»

Цель: актуализировать существенные и несущественные признаки понятия.

Второе направление работы.

Игровое упражнение «Узнавание»

Цель: развивать умение быстро находить общий признак группы предметов, объектов.

Цель: актуализировать понятие «отношение между понятиями».

Правильно дать определение понятию

Одно и то же математическое понятие может быть определено различными способами. Например, такое простейшее понятие, как «треугольник», в разных учебниках по математике определяется по-разному:

  • Треугольник — это замкнутая ломаная линия, состоящая из трех звеньев»;
  • Многоугольник, имеющий три стороны, называется треугольником;
  • Если А, В и С — любые три точки, не лежащие на одной прямой, то объединение трех отрезков АВ, ВС и АС называется треугольником.

Все эти определения, как и ранее приведенное, правильные. Однако иногда, воспроизводя определения, имеющиеся в учебнике, или строя определения самостоятельно, ученики и, не только они, допускают разные ошибки. Чтобы строить и воспроизводить определения математических понятий правильно, нужно знать основные требования к логическому определению понятий.

Рассмотрим эти требования, попутно указывая наиболее часто встречающиеся ошибки в определении математических понятий.

Определения должны быть научно правильными.

Это означает, что, определяя то или иное понятие, надо это сделать так, чтобы не исказить научный смысл этого понятия. Так, например, смысл понятия «отношение» (в математике) состоит в том, что оно есть какое-то число. Между тем иногда это понятие определяют так: «Отношение есть сравнение двух чисел или величин посредством деления». Но сравнение есть некоторый процесс, а не число. В данном случае неверно выбрано родовое понятие и тем самым искажен научный смысл определяемого понятия. Другой пример. Иногда приходится слышать от ученика такое определение: «Абсолютной величиной, или модулем числа, называется это число без знака». Получается, что существуют какие-то числа без знака, но таких чисел (кроме нуля) математика не знает: в математике рассматриваются лишь положительные, отрицательные числа и нуль, других чисел нет. Если число написано без знака, то это положительное число, а не какое-то «беззначное». Поэтому приведенное определение неверное.

Читать еще:  Правильно заполненный военный билет

Определения не должны содержать «порочного круга».

Один ученик на вопрос, что такое умножение, например, ответил: «Умножением называется действие отыскания произведения». Когда же его спросили, а что такое произведение, он с уверенностью заявил, что это результат умножения. Следовательно, у этого ученика получается, что умножение определяется через понятие произведения, а произведение через понятие умножения. Получается «порочный круг» в определении. Ясно, что такой способ определения является грубо ошибочным. Еще пример ошибки «порочного круга» в определении: «Угол называется прямым, если его стороны перпендикулярны» и «Прямые называются перпендикулярными, если при пересечении они образуют прямые углы». Схему этих двух определений можно изобразить так.

Как видим, эти определения действительно образуют «порочный круг». Следовательно, строя определения математических понятий, надо следить за тем, чтобы они не образовали друг с другом «порочного круга».

Определение должно содержать указание на ближайшее родовое понятие.

Как бы ни было построено определение математического понятия, в нем должно быть указано ближайшее родовое понятие к определяемому понятию. Нарушение этого требования приводит к различным ошибкам. Так, например, иногда учащиеся, формулируя определения, вовсе не указывают родовое понятие. На вопрос, какие фигуры называется равновеликими, они отвечают: «Это если две фигуры имеют равные площади». Что означает «это», можно лишь догадываться. Или: на предложение сформулировать определение равнобедренных треугольников, иногда можно услышать такой ответ: «Это такие, у которых две стороны равны». Такая небрежность в формулировке определений недопустима. Другой тип ошибок связан с тем, что в определении указывается не ближайшее родовое понятие, а более широкое. Вот пример такого определения: «Параллелограмм есть фигура, у которой противоположные стороны параллельны». В этом определении указано не ближайшее для параллелограмма родовое понятие — «четырехугольник», а более далекое, более широкое — «фигура». И тем самым это определение становится неверным, ибо фигурой, у которой противоположные стороны параллельны, может быть не только параллелограмм, но и, например, правильный шестиугольник. Или другой пример. Давая определение диаметра круга, ученик сформулировал его так: «Диаметр круга есть прямая, проходящая через центр круга». Ученик указал в качестве родового понятия прямую, а ведь диаметр — это не вся прямая, а лишь отрезок прямой.

Определение не должно быть тавтологией, т. е. повторяющей в иной словесной форме ранее сказанное.

Сущность такой ошибки заключается в том, что понятие определяется через само себя. Вот примеры тавтологии в некоторых определениях: «Сложением называется действие, при котором числа складываются»(здесь сложение определено через понятие «складывание», что одно и то же). «Фигура А называется симметричной фигуре В, если они расположены симметрично относительно оси симметрии» (здесь «симметричные фигуры» определены через понятие «фигуры, расположенные симметрично»). Ясно, что такие определения являются грубо ошибочными.

Определение должно быть достаточным.

Это означает, что в определении должны быть указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия. Если же это требование нарушается, то под определение можно подвести не только объекты определяемого понятия, но и другие объекты. Так, например, иногда ученики дают такоеопределение смежных углов: «Смежными называются углы, которые в сумме составляют 180°». Недостаточность этого определения становится очевидной, если взглянуть на рисунок. На нем изображены две пары углов, сумма которых равна 180°, но они не смежные. Ошибка здесь в том, что указано лишь одно свойство смежных углов, оно недостаточно для их определения. Можно было бы, например, так определить их: «Смежными называются два угла, имеющие общую сторону, которые расположены в разных полуплоскостях от этой общей стороны и в сумме составляют 180°».

Например, медиану треугольника определили следующим образом: «Медианой треугольника называется отрезок, делящий его сторону пополам». Очевидно, что и в этом определении указано недостаточное число признаков медианы. Поэтому под это определение подходят не только медиана треугольника, но и средняя линия (ведь и она делит сторону треугольника пополам) и вообще любой отрезок, делящий сторону треугольника пополам. Для построения правильного определения медианы треугольника надо добавить еще и такой признак: «Медиана выходит из вершины треугольника». Тогда получаем такое правильное определение: «Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны».

Определение не должно быть избыточным.

Это означает, что в определении не должно быть указано лишних признаков, являющихся следствием других признаков определяемого понятия. Например, весьма часто встречается такое определение ромба: «Ромбом называется параллелограмм, все стороны которого равны между собой». Это определение явно избыточное, ибо достаточно равенства двух смежных сторон параллелограмма для того, чтобы были равны все его стороны. Следовательно, правильнее определять ромб следующим образом: «Ромбом называется параллелограмм, две смежные стороны которого равны». Вот другой пример: «Диаметром круга называется наибольшая хорда, проходящая через центр круга». Здесь первый признак «наибольшая» является следствием второго признака «проходящая через центр», а второй является следствием первого. Поэтому правильное определение такое: «Диаметром круга называется хорда, проходящая через центр круга» или: «Диаметром крута называется наибольшая хорда».

Мы указали лишь основные требования к определению математических понятий и привели примеры ошибок, возникающих при нарушении этих требований. Для того чтобы избежать таких ошибок, надо знать эти требования, учитывать их при формулировании тех или иных определений, учиться строить правильные определения.

Правильно дать определение понятию

Суффикс — это выделяющаяся в составе словоформы послекорневая аффиксалъ-

Доступным и достаточно информативным для третьеклассника будет такое определение: Суффикс — это часть слова, расположеннаямеж:ду корнем и его окончанием.

Последней процедурой с понятием, которую нам предстоит рассмотреть и освоить, является ДЕЛ Е] ШЕ. Деление понятия мы совершаем с целью раскрыть объем понятия -рода мерс* перечисление составляющие его видов.

11ри деле пни понятия устанавливается какие предметы охватываются его множеством (те объемом), и по сходным признакам эти предметы разби­ваются на группы.

При делении понятия каждая группа, класс (и подгруппа) обозначаются собственным названием: так, звуки делятся на гласные и согласные, и, в свою очередь, на глухие и звонкие. Предложения разделены на вопросительные, восклицательные и повествова­тельные. Деревья — на хвойные и лиственные.

В делении понятия фигурируют родовые и видовые понятия. Понятие «род» — это ДЕЛИМОЕ, выделенные виды — это ЧЛЕНЫ ДЕЛЕНИЯ, а те сходные признаки, кото­рые позволяют нам разбить на виды вес предметы, составляющие объем понятия, носят название ОСНОВАНИЯ ДЕЛЕНИЯ.

В качестве основания могут быть взяты практически любые признаки Так, напри­мер, герой Дж.Свифта I упливер посещае Г сі рану, жители которой разделены на две враж­дующие партии — туп окон ечников и остроконечников. Основанием такого деления слу­жит признание каждым жителем правильным разбивать яйцо с тупого или острого конца. У детей и у малокультурных читателей норою проявляется стремление различать книги по цвету обложки, по объему, а не по авторам, не но тематике, не по научным рубрикациям.

Читать еще:  Правильно заполнять бланк посылку

В ходе рассуждений деление понятий применяется чрезвычайно широко. Мы обра­щаемся к этой операции, когда необходимо уточнить, каковы же представители того или иного рода, каковы же подгруппы предметов, обозначаемые определенным понятием, где применимы те или иные понятия.

Объем понятий находится в поле внимания детей дошкольного возраста и младших школьников, которые начинают свою знакомство с отдельных предметов, потом обна­руживают общее название у нескольких сходных предметов, а много позже сталкива­ются с возможностью употребления родовых понятий к целым классам предметов ок­ружающего мира.

Педагог имеет возможность руководить этим процессом у детей, помогая уста новлению связей родовых и ниповых понятий, осознанию видовых особенностей подклас­сов, умению выделять существенные признаки предметов.

Это служит формированию мыслительных навыков, обогащает словарный запас и вооружает умением практически применять освоенные операции. Деление можно производить по видоизменению признака. Так, треугольники разде-ляютсяна тупоугольные, остроугольные и прямоугольные, если основанием деления слу­жит величина угла в них. Если основание деления — наличие и отсутствие признака, то объем понятия делится на два класса, на два члена деления, которые обозначаются про­тиворечащими понятиями. Вещества, например, можно подразделить на органические и неорганические, общение — на вербальное и невербальное.

Здесь идет речь об особом виде деления понятий о ДИХОТОМИЧЕСКОМ делении (dicha и tome — греч. «сечение на две части «). Дихотомическое деление широко распро­странено, оно безошибочной относительно легко производится, т.к. требует выделить из объема делимого один вид, те. подгруппу предметов с определенным признаком, а ос­тальную часть объема делимого просто отсечь — выделить в другой вид, этого признака не имеющий.

Недостаток дихотомического деления состоит в том, что один из членов деления вид, обозначенный понятием с частицей «не», носит слишком неопределенный харак­тер. Так, если студенты университета делятся на «биологов 7 » и «не биологов», то специа­лизация пошедних остается неясной.

Дихотомический принцип находит применение в конструировании вычислительных машин, числовые и логические данные в которых введены в виде множества выборов между двумя альтернативами — исключающими друг друга возможностями.

Все виды деления понятий могут иметь МИОГОСТУ 1ШНЧАТЫЙ характер. Тогда члены деления тоже выступают в роли делимых понятий для выявления составляющих его подвидов.

От операции деления понятия следует отличать операцию ЧЛЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ. Расчленение предмета на части, выделение части из целого принято называть АНАЛИЗОМ. Первоначально под анализом понимали реаль­ное членение, физическое разделение предмета на части. Затем анализ стали произво­дить мысленно. Эта операция мысленного анализа, как показа того, из каких частей со­стоит предмет, предстает сегодня как важный логический прием, завершаемый обратной операцией — восстановлением из частей целого — т.е. синтезом.

Стоит нам вспомнить, что деление понятия есть операция с его объемом, как ста­нет понятно отличие этой операции от членения предмета на части. Один предмет всегда делится на части: так, Одесса включает Молдаванку, Пересыпь, Центр и др. части. Разделить же понятие «Одесса» невозможно: в объеме его всего один город и виды городов здесь выделить невозможно.

Еще одно отличие: изобразить кругами Эй­лера можно только отношение объемов рода и входящих в него видов.

Это будет отношение ПОДЧИНЕНИЯ всех видовых понятий (соподчиненныхмежду собой) родовому понятию; совпадение объемов здесь отразится в формуле:

Всякий X (вид) есть Y (род)

Подставить в эту формулу любой вид и ближайший род, значит убедиться: здесь деление понятия, а не деление самой рыбы. Нельзя сказать: «всякий хвост это рыба «. Но можно сказать: »всякий сом — рыба «.

Основание этого утверждения в связях реального мира: каждый вид (и экземпляр вида) является носителем общего родового свойства. Самого по себе опгдепьно суще­ствующего общеродового свойства той же рыбы в мире нет. Это общее свойство (жить в воде, дышать жабрами и проч.) присуще всем видам рыбы и отдельным рыбам. Общее существует только в отдельном и единичном.

Так углубленный разбор выведет нас от логики мысленной операции к логике реаль­ного мира.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Политическая психология. Словарь-справочник. — Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ . С. В. Голев . 2004 .

Смотреть что такое «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ» в других словарях:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ТОКСИКОЛОГИЯ ЯДОВИТЫХ РАСТЕНИЙ”, ЕЕ ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ — Токсикология ядовитых растений часть науки о ядах и их действии на человека и животных. Она дает сведения о морфологических признаках ядовитых растений, ареале их распространения, месте произрастания, условиях, при которых могут возникать… … Токсикология ядовитых растений

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ” — Ядовитыми растениями называются такие, поедание которых, иногда даже в незначительных количествах, вызывает расстройства в состоянии здоровья животных. Степень этих расстройств может быть различной; часто они сами по себе или из за развития… … Токсикология ядовитых растений

Определение понятия и группировка психопатий — Длительное время в нашей стране было распространено мнение, что психопатии являются болезненными состояниями, обусловленными биологической (наследственной или врожденной) неполноценностью нервной системы и воздействием неблагоприятных внешних… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Понятия — Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности… … Википедия

определение аксиоматическое — неявное определение понятия путем указания множества аксиом, в которые оно входит наряду с другими понятиями. Аксиома представляет собой утверждение, принимаемое без доказательства. Совокупность аксиом какой то теории является одновременно и… … Словарь терминов логики

ОПРЕДЕЛЕНИЕ — дефиниция (лат. defenitio ограничение) логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Напр., обычное определение термометра указывает, что это, во первых, прибор и, во вторых, именно тот, с помощью которого измеряется температура. Важность … Философская энциклопедия

Определение, дедуктивный прием — Определение так назыв. дедуктивный прием, логическая операция над понятием, служащая к раскрытию его содержания; этим О. отличается от разделения понятий, служащего для раскрытия объема понятия. Определять можно только понятия; этим путем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Определение — Определение: Определение (логика), или дефиниция логическая операция установления смысла термина. Определение (математика) введение нового понятия или объекта в математическое рассуждение путём комбинации или уточнения элементарных либо ранее… … Википедия

Определение понятий — технико юридический прием, к которому прибегает законодатель, устанавливая содержание конструируемых им правовых норм. Потребность определения используемых в законе понятий обусловлено чаще всего тем, что одно и то же понятие (термин),… … Элементарные начала общей теории права

определение классическое — (Определение через род и видовое отличие) определение, в котором предметы определяемого понятия вводятся в объем более широкого понятия и при этом с помощью отличительных признаков (видовое отличие) выделяются среди предметов этого более широкого … Словарь терминов логики

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector